Свой поступок он объяснил тем, что «глубоко стыдится» того, что ему пришлось служить в организации, возглавляемой США. В свою очередь, НАТО Обртел называет «преступной организацией» с очень «жестокими интересами», которые редко способствуют мирному процессу.
«То, что творит НАТО и США во многих странах является наивысшей степенью развращения и опьянения властью, но главное – это целенаправленно выстроенные конфликты», — заявляет в своём обращении бывший командующий контингентом 11-го полевого госпиталя миссии ISAF в Афганистане.
Своим жестом подполковник Обртел выражает полнейшее несогласие с политикой США, «проводимой в отношении России, стран ЕС и всех свободных и суверенных государств». По его словам, ситуация сложилась так, что «любой, кто создаёт препятствие интересам США, даже если он защищает идентичность, экономику и суверенитет страны, должен быть стёрт с лица земли».
Он отмечает, что с каждым днём службы в составе натовского контингента он убеждался, что действия альянса направлены на возобновление холодной войны и агрессию против самых разных государств мира. Последствиями этой политики являются «выжженные земли» и миллионы мёртвых по всему миру, пишет Обртел. «Причина – в империалистических стремлениях стать мировым гегемоном, а сегодня и в отчаянных усилиях предотвратить верный крах американской империи», — уверен подполковник запаса. «У меня была возможность общаться с местными жителями во время миссий, чтобы проанализировать и оценить ситуацию со всех точек зрения, но эти беседы лишь убедили меня в «полной нелепости» действий НАТО».
Военврач также пишет о поддержке позиции президента Чехии Милоша Земана по конфликту в Украине, так как «он называет вещи своими именами» и имеет объективный взгляд на происходящие там события. В своём обращении Обртел выражает солидарность и с политикой, проводимой президентом РФ Владимиром Путиным: «У меня достаточно смелости, чтобы громко заявить, что в новой холодной войне я стою на стороне российского лидера, которого глубоко уважаю за то, с какой рассудительностью, сдержанностью и уравновешенностью он отражает провокационные атаки Запада и как предметно и прозрачно отвечает на все обвинения и ложь о текущих событиях».
С Мареком Обртелом, чей поступок и гражданская позиция вызвала большой общественный резонанс, пообщался специальный корреспондент «Пражского Телеграфа» Тимур Кашапов. Разговор, который состоялся в уютном кафе на берегу Влтавы, получился очень эмоциональным, искренним и честным.
«Вы знаете, несмотря на сложившуюся ситуацию, я нисколько не жалею о том, что посвятил значительную часть жизни служению Отечеству. О том, что буду служить, я решил ещё будучи юношей. Потому и поступил в Военную медицинскую академию, по окончании которой стал военным врачом с дипломом Карлова университета», — начал беседу подполковник. «Но затем распался Восточный блок и мне пришлось переучиваться: вместо войны против конкретного врага нас обучали так называемым операциям по принуждению к миру или поддержанию мира. Участие в них стало обязательным для каждого будущего военного».
Но в первую свою миссию НАТО Марек Обртел отправился лишь четырьмя годами позже. «Страной назначения была Босния и Герцеговина. Работа в этой стране посеяла во мне первые сомнения о роли и значении Североатлантического альянса, о чём я ранее даже не задумывался. Тогда я не оспаривал благие цели организации, которая в своё время нарушила обещание, данное Советскому Союзу, о нерасширении на Восток. Но это я осознал намного позже», — говорит врач, прослуживший в рядах НАТО более десяти лет.
«Вернёмся, впрочем, в Боснию. Первая часть миссии – около семи месяцев – прошла спокойно, да и работы было столько, что задумываться о геополитических нюансах элементарно не хватало времени, — говорит пан Марек. – На вторую же половину пришёлся известный косовский конфликт, вылившийся в нападение на сербский народ, так называемую «гуманитарную бомбардировку» Югославии, и я мог в непосредственной близости наблюдать за тем, что происходит с этими несчастными людьми».
«Я стал свидетелем того, как НАТО создаёт условия и ищет предлог для того, чтобы напасть на Югославию. В этой связи я вспоминаю события в Рачаке, где должны были быть найдены массовые захоронения жертв – гражданских лиц албанской национальности – которые были якобы расстреляны югославской полицией. Этот инцидент, поданный в таком свете, послужил поводом для НАТО впервые поднять вопрос о применении силы в отношении Югославии», — напоминает подполковник.
«Представители нашей миссии участвовали в расследованиях предполагаемого расстрела албанцев, и всем было ясно, что этот расстрел – подлог, который сопровождался яркими и броскими антиюгославскими заголовками в СМИ для формирования мирового общественного мнения. Никто теперь и не вспоминает, что даже высшие руководители Альянса были вынуждены позже признать: всё это было «ошибкой». Но кого это теперь волнует? Дело было сделано: Югославия и президент Слободан Милошевич подчинились воле сильных мира сего», — констатирует Обртел.
«После Югославии, несмотря на возникшие сомнения, на предположения, что «что-то не в порядке», я утешал себя тем, что работаю врачом, и моя миссия – помогать больным, раненым и пострадавшим, в том числе местному населению везде, где действовали наши подразделения. Это слабое утешение ещё несколько лет мешало мне полностью прозреть».
«А пока я отправился с очередной командировкой в Афганистан. Уезжая в эту страну, я понимал, что причины, по которым НАТО вторглось туда, были, как минимум, сомнительными, но работа есть работа и я вновь погрузился в неё с головой. Я всегда нёс службу настолько хорошо, насколько это было в моих силах, согласно моим убеждениям о том, что подобной деятельностью нельзя заниматься «в полсилы», — говорит он.
«В Афганистане я занимал пост командующего контингентом Армии ЧР и начальника 11-го военно-полевого госпиталя, и должен признаться, что афганская миссия оказалась для меня самой простой, прежде всего, с профессиональной точки зрения, потому что я занимался тем, что умею лучше всего, то есть лечением военных и местного населения», — рассказывает подполковник.
Он пробыл там чуть более года и пришёл к выводу, что пребывание в Афганистане было абсолютно бессмысленным. «Уезжая оттуда, я был уверен, что вне зависимости от того, что мы делаем и как мы это делаем, когда НАТО покинет страну, пройдёт год-два и всё вернётся на круги своя, то есть придёт в исходное положение 2001 года. Мои заключения подтверждает и развитие событий в Афганистане после ухода американцев и их союзников в конце 2014 года. Так ради чего там погибли сотни и тысячи солдат и гражданских лиц?», — задаёт риторический вопрос ветеран.
«Решающее же значение в формировании моих взглядов имела миссия в Косово, где я служил советником по медицинским вопросам командира бригады «Центр» в Приштине. Находясь там, я мог, как говорится, изнутри наблюдать за тем, как идёт формирование нового государственного субъекта, как меняется отношение Запада к людям, которым предстояло возглавить его. Эти бывшие преступники, контрабандисты и наркобароны вдруг стали «уважаемыми господами, героями и полноправными правителями этой сербской провинции», которым мы, представители KFOR (международные силы под руководством НАТО, ответственные за обеспечение стабильности в Косово – прим. ред.), служили», — возмущается Обртел.
«Так как я занимал высокую должность, я присутствовал на встречах командования бригады и мог детально изучить то, как работают CIMIC (военно-гражданское сотрудничество) и PSYOPS (психологические операции) в интересах НАТО и стороны, которую она поддерживает. Со времён моего первого пребывания в Югославии я знал, что это происходит и потому особо ничему не удивлялся», — отмечает он.
«Рубиконом стал для меня один день – 17 марта 2004 года, когда состоялась никем и никогда не объявленная трёхдневная война, в ходе которой албанцы расправились с оставшимися в Косово сербами, — не скрывая своего волнения говорит военный. – Тогда то стало понятно, кто есть кто в том конфликте, кто прав, а кто виноват. После тех событий я и поставил крест на своей военной карьере, осознав, что я стою на преступной стороне и ничего изменить не удастся».
«В течение следующих нескольких лет я занимался своим образованием, а также воспитанием детей, не задумываясь о возвращении наград. Последней каплей стали для меня события в Украине, где место демократически избранного президента заняли политики, пришедшие к власти в результате военного переворота, что к тому же сопровождалось выходом на улицы Киева и других украинских городов неонацистов, хулиганов, бандеровцев и им подобных элементов», — напоминает Обртел.
«Как только восточно-украинские области не согласились со сменой власти и заявили о своём праве на самоопределение, против них послали танки, принялись бомбить гражданские объекты, жилые кварталы, больницы. Но в чём разница, хотелось бы мне спросить, между Косово и Восточной Украиной? Почему одним позволено отделяться, создавать собственное государство, а другим запрещено? На этот вопрос я продолжаю искать ответ».
«События в Украине показали, в каком направлении движется европейская политика. Я считаю его ошибочным, и своими мыслями решил поделиться с общественностью, чтобы люди поняли, как всё обстоит на самом деле, — делится своими рассуждениями Марек Обртел и добавляет. – США уже несколько раз в своей истории находились в ситуации, когда им нужно было расширить свои рынки сбыта на Восток и спасти тем самым свою экономику. Им это удалось 25 лет назад, когда они завладели Восточной Европой, и сегодня история вновь повторяется».
Обртел также убеждён, что события в Украине – всего лишь следующий шаг американцев в достижении их целей, формирование своего рода плацдарма для дальнейшей экспансии США в восточном направлении: «Это операция против России, которой хватило решимости сказать «нет» США и их агрессивной политике, состоящей в прикрытии правами и свободами человека с целью разорения и подчинения себе других, «непослушных» стран».
«И потому я не могу и не хочу продолжать носить военные награды, полученные в ходе операций НАТО, через которые я прошёл, и которые были даны мне этой преступной организацией. До тех пор, пока Соединённые Штаты будут ведущей силой Североатлантического альянса, на левой стороне моего кителя места для этих наград не будет», — заключил свой рассказ герой нашего времени, военный ветеран, а ныне рядовой врач Оломоуцкого госпиталя Марек Обртел.
«Пражский телеграф»