Весной нынешнего года в Чехии стартовал семилетний проект CLoSE Czech Longitudinal Study of Education, направленный на сбор и обработку связанной с различными аспектами образования детей и взрослых информации.
В первой стадии проекта изучались, главным образом, причины ухода пятиклассников в гимназии с многолетней программой, впоследствии будут анализироваться данные, касающиеся знаний и развития учащихся гимназий и начальных школ. Исследование проводилось работниками Национально-хозяйственного института Академии наук ЧР, педфакультета Карлова университета и Национального образовательного фонда, которые надеются, что оно послужит созданию более совершенной образовательной концепции в стране. В опросе приняли участие 4438 пятиклассников из 163 школ.
В гимназиях с многолетней программой обучения в Чехии учится 11% детей. На долю Праги приходится 25%, Брно — 20% школяров, для многих из которых тем самым кончается детство. Требования к ним предъявляются весьма серьезные, дети нередко крайне перегружены. Треть пятиклассников надеется на то, что в гимназии будут такие же «продвинутые» одноклассники, как и они сами, или же над ними не будут надсмехаться, как в обычной школе, где их обзывали зубрилами. 91 % опрошенных детей также верят в то, что из гимназии им будет легче попасть в вузы. Несколько вопросов 17-летней студентке восьмилетней гимназии Анне Скршиванковой.
— Почему вы решили поступать в гимназию с восьмилетней программой обучения?
«Потому, что в восьмилетней гимназии можно овладеть гораздо большим объемом знаний, чем в четырехлетней. К тому же я узнала, что после восьмилетней намного проще поступить в вуз. В том случае когда, например, языки изучаются в течение восьми лет, а не четырех, шансы на поступление на филфак возрастают. Учащиеся восьмилетних гимназий также могут раньше расширить свой всеобщий кругозор».
— Вам известно, сколько примерно выпускников вашей гимназии поступили в вузы?
«Я учусь в гимназии им. Христиана Доплера. Нам говорили, что 95% учащихся этой школы сразу поступают в институты, а после окончания гимназии Гута-Ярковского, где я раньше училась, в вузы поступало примерно 90% студентов».
— То есть, вы перешли в другую школу? По какой причине?
«Я проучилась в общеобразовательной гимназии пять лет и потом узнала о возможности перевестись в гимназию, где есть класс с языковым уклоном. Перейти можно после успешной сдачи экзаменов, что я и сделала и сейчас очень рада, так как с этого года занимаюсь больше теми предметами, которые мне нравятся. Думаю, что как английский, так и французский преподаются здесь на более высоком уровне и студентам уделяется больше внимания».
Мнение педагога, преподававшего в начальной школе и в гимназиях, о положительных и отрицательных сторонах гимназий с восьмилетней программой.
Властимил Кашпар:
«Как положительное в восьмилетних гимназиях можно отметить более мотивирующую к получению знаний среду. В случае завышенных требований со стороны педагогов перегнуть палку, oднако, очень легко, потому что все-таки у детей в 12-летнем возрасте должно остаться право на детство. Груз чрезмерно высоких амбиций, переносимый многими родителями на детей, не на пользу последним. Мне также пришлось столкнуться с ситуацией, когда из классов, в которых я преподавал, в гимназию ушли лучшие ученики. Когда класс покидают самые работящие ученики, мотивация остальных заметно снижается, у многих оценки по предметам снижаются на один или даже два балла, ребята лишаются положительного примера одноклассников. По моему опыту, увеличение количества многолетних гимназий влечет за собой снижение уровня общеобразовательных школ».
С середины 90-х количество учащихся восьмилетних гимназий в Чехии, как и в Словакии или Польше, не меняется и составляет примерно 10% от общего числа учеников, в отличие от Австрии или Германии, где в гимназиях аналогичного типа учится 30% учащихся. Несмотря на то, что в большинстве европейских государств неоднократно поднимался вопрос упразднения или уменьшения численности данного типа школ, к этой мере нигде пока не прибегли.