Пражский зоопарк встретил весну во всей красе: с новым логотипом, с новым слоновником, с прибавлением среди своих обитателей – и готов к толпам посетителей.
О том, что интересного происходит в зоопарке, у директора зоопарка Мирослава Бобека узнала корреспондент «Пражского телеграфа» Александра Милорадович.
Суровую зиму 2011/2012 пернатые и хвостатые в зоосаде пережили благополучно; низкие температуры дали о себе знать в другом смысле: «Морозы нам обычно влетают в копеечку – я вижу это по счетам, — говорит Мирослав Бобек. – К счастью, холода в этом году длились не очень долго, так что на нас зима не сильно отразилась. А вот посещаемость с начала января до начала марта была исторически самой высокой, люди шли в зоопарк, несмотря на морозы».
Вообще 2011 год для зоопарка, по мнению Мирослава Бобека, стал одним из самых успешных по количеству видов, которым удалось обеспечить в неволе условия для жизни и выведения потомства. Есть и «новенькие»: «Среди интересных поступлений в зоопарк могу назвать тапиров индийских. Тапиры – не единственная редкость. Здесь живут гавиалы и голубые игуаны, а также множество редких птиц. Кроме того, в зоопарке процветают вараны с острова Комодо – эти гигантские ящерицы находятся под угрозой исчезновения».
Благородное дело по спасению варанов уже принесло пражскому зоосаду известность: не зря он находится на 7-ом месте в списке Forbes среди известнейших зоологических садов мира. Ну, а как насчёт того, чтобы оказаться на первом месте? Директор Бобек отвечает осторожно: «Знаете, Forbes проводил оценку одноразово, в этом списке нельзя продвинуться выше или ниже – это, во-первых. Во-вторых, знаете, как это бывает с королевами красоты? Все эти списки, оценки – это Вам не футбол, где есть счёт и количество голов, здесь это достаточно субъективно. Не буду говорить, что мы должны быть пятыми или хотим быть первыми – разумеется, мы хотим быть лучшими. И мы стараемся делать для зоопарка всё самое лучшее». Например, новый логотип для зоопарка разрабатывала компания Charmayeff&Geismar — мировые лидеры в своей области.
Смена логотипа была неслучайна: «Автором предыдущего логотипа был Михал Цихларж, который начал судиться с зоосадом и вымогать за своё творчество деньги. Позднее использование логотипа было запрещено зоопарку в судебном порядке. В договоре, который предыдущий директор заключил с Михалом Цихларжем, нашли ошибку, с которой всё и началось, так что когда я вступил в эту должность, я попытался как-то выровнять ситуацию, однако дело уже зашло так далеко, что речь была просто о том, чтобы выиграть судебную тяжбу, а не договориться. Смена логотипа была логичным решением вопроса», — считает Мирослав Бобек. Действительно, это изменение положило конец скандалам и шумихе и позволило сосредоточиться полностью на важных проектах, например, акциях «Seznamte se», «Adoptujte zvíře» и т.д.
Рассказывает директор Бобек: «Концепция программы «Познакомьтесь» вытекает из моего опыта о том, что людям очень интересно бывает узнать историю конкретных животных, а не общую информацию о виде. Вот поэтому и мы будем говорить не просто о том, что у нас есть гориллы, а скажем, что у нас есть Бикира; не о том, что у нас есть трубкозубы, а о том, что у нас есть Квида; и не о том, что у нас есть слоны – а о том, что у нас есть Шанти, которая в детстве была актрисой, а сейчас умеет рисовать». Квида, кстати – одна из любимиц директора, по его признанию. Главные «звёзды» — животные с привлекательной внешностью, но есть и исключения. «Логично, когда на снимке изображён жираф. Но есть у нас и самка варана комодского Аранка – это рептилия, которую вы не очень-то ожидаете увидеть на билбордах, правильно? – смеётся директор. — То же самое и о поросёнке Моррисе – тоже достаточно неожиданный персонаж».
По части неожиданностей эта кампания сходна с программой «Станьте опекуном животного». «На билборды этой акции я рискнул поставить снимок таракана, — говорит пан Бобек. – Побудил меня к этому интересный случай. Я однажды прочитал статью, которая вышла в какой-то районной газете на Моравии. Её написали ученики 4 класса. Они рассказывали, что были с классом на экскурсии в Праге, видели Пражский град, Староместскую площадь, Национальный театр и зоопарк. Цитирую: «Нам очень понравились гориллы, тигры, а больше всего – тараканы, потому что они могут выжить при ядерном взрыве». Мы этот билборд с тараканом потом поместили перед четырехзвёздочным отелем – очень привлекательно он там смотрелся (смеётся)». Таракан произвёл впечатление: от опекунов и спонсоров нет отбоя. Например, деньги на новый слоновник были собраны энтузиастами-пражанами.
Сертификаты на опекунство, по словам директора, — популярный презент на Рождество. Прибыль от опекунства над животными достигает ежегодно около 3,5 миллионов крон. Заботятся не только о птицах и рыбках, но и слонах, и тиграх: «Они пользуются популярностью и интересом всегда, так что хоть их и дорого спонсировать, но обычно их курируют крупные фирмы, политики, поэтому проблемы с финансированием не возникает», — говорит пан Бобек. Среди последних примеров сотрудничества с крупными компаниями – договор с Koh-i-Noor – известнейшей чешской фирмой по изготовлению карандашей.
И снова слово директору: «Проект о сотрудничестве родился на базе нашей кампании с гориллами в Африке. Вот на этой фотографии (оборачивается и показывает на огромный снимок за своей спиной) изображены детишки с раскрасками про горилл и карандашами. Это снимок с прошлого года. Мы как раз тогда заказали раскраски для детей в Африку, но послать их туда без карандашей не имело бы смысла. Поэтому моя ассистентка обзвонила компании по производству карандашей с вопросом, за какую сумму мы могли бы приобрести 20 тысяч упаковок. Нам пришли предложения от немецких и от китайских фирм. А я удивился: как же так вышло, что нет предложения от Koh-i-Noor, чешской компании? Я попросил о встрече хозяина Koh-i-Noor, поехал в Чешске Будейовице, объяснил ему ситуацию, и он предложил мне карандаши за половину стоимости китайских карандашей, тех, самых дешёвых. Так и договорились». Koh-i-Noor – не единственное предприятие в списке влиятельных друзей зоопарка. «Мы стараемся сделать так, чтобы в каждой отрасли у нас был партнёр, — говорит директор Бобек. — Например, мы уже давно сотрудничаем с Коммерческим банком, с компанией Кока-Кола; из области автопромышленности – Мерседес-Бенц – от них каждый год получаем машины и семизначную сумму на счёт».
Полученные средства идут не только на поддержание зоопарка, но и на его участие в проектах за рубежом. «С моей точки зрения, важной является судьба лошади Пржевальского в Монголии; потом гориллы в Африке – это Камерун и земли Центральной Африки; также мы участвуем в проектах по охране антилопы Дерби в Сенегале и гавиалов в Индии», — говорит Мирослав Бобек.
Относительно других стран пока планов нет. Да и дома забот всегда хватает: в скором времени зоопарк ожидает пополнение у жирафов, а 21 апреля праздник в вольере у горилл: малышу Кибури исполняется 2 года. Будет всё, как у людей: угощение и веселье.
С гориллами связано и самое грустное воспоминание последнего времени: «Самым тяжёлым был момент, когда у Бикиры родился детёныш, а она его не приняла. Это было прошлой осенью, я помню, как он протягивал ручки, искал кого-нибудь рядом, у меня прямо сердце кровью обливалось, — вздыхает директор Бобек. – Сейчас он в Штуттгарте, в приёмной семье». Однако и курьёзов хватает: «Мы тут недавно снимали для кампании «Познакомьтесь» ската. Попросили этим заняться нашего фотографа Петра Юрачку. Я-то думал, что он будет снимать сквозь стекло бассейна, а потом получаю от него фотоотчёт о процессе съёмок – он в гидрокостюме под водой, с трёхметровой трубкой для дыхания, которую ему держит работник зоопарка, снимает со вспышкой ската – а тот же ядовитый, он же и убить может! А сзади ещё вдобавок к его ногам подбирается пятиметровая анаконда, которая живёт в одном бассейне со скатом, — смеётся директор. – Это вот сейчас нам смешно, а потом уже не до веселья, когда понимаешь, что могло случиться!»
Заканчиваем разговор по дороге к вольеру горилл для съёмки. Мирослав Бобек заботливо осматривает владения. В кресле руководителя он уже почти два года и не жалеет об этом: «Я их всех люблю, — говорит он, улыбаясь. – Эта работа – моя жизнь, исполнение моей мечты». Взгляды Мирослава Бобека разделяют члены его семьи: «Дочка часто приходит поработать у лошадей и жирафов. А сыну больше нравится водный мир». В общем, есть, кому позаботиться о братьях наших меньших.
«Пражский телеграф»