13 февраля 2012 года состоялся Первый съезд «Всеказачьего союза Чешских земель и Словакии». В честь этого события в Михнувом дворце на Малой Стране собрались представители казачества и приглашённые гости.
В программе съезда были выборы атамана, представление «Всеказачьего союза», а также слово священника, историка и небольшой казачий концерт.
Издавна казачество было братством людей, объединённых особым состоянием духа, морали, нравственности, веры и чести. Казаки – это особое сословие, имеющее свою культуру и историю, бережно хранящее и передающее из поколения в поколение славное прошлое казачества, дела и заветы предков, они — потомки и наследники первопроходцев, осваивавших окраинные земли России.
Так, с благословения Митрополита Чешских земель и Словакии Владыки Христофора и по многочисленным просьбам казаков, проживающих в Чехии и России, возобновил работу Всеказачий Союз Чешских земель и Словакии, который был основан ещё в 1921 году, но, в силу известных событий, после прихода Советской Армии в мае 1945 года, был вынужден приостановить свою деятельность.
Всего в работе первого съезда приняли участие 39 казаков из Чехии, России, Украины, Белоруссии и Казахстана, постоянно проживающих на территории Чехии и Словакии. Приятен и тот факт, что гости и участники съезда были не только русскоговорящими, казачество привлекло внимание многих чехов. Поприветствовать и поддержать Союз пришли представители русской православной церкви, посольства Российской Федерации, Чешского союза борцов за свободу, Клуба предпринимателей, министерства культуры Чешской Республики, Сената и Парламента.
По мнению многих, одной из основных задач казачества в наши дни является сохранение своих традиций, в связи с этим очень символичным стало открытие съезда — его благословил Отец Мирослав, и первое, что сделали собравшиеся — прочитали молитву.
Примечательно и то, что в качестве одного из элементов своей символики Союз использует изображение архангела Михаила – главного святого воина. Казалось бы, у него за плечами целое ангельское войско, но Михаил вкладывает меч в ножны. Он обладает огромной силой, но воевать не хочет, ему не нужны войны, он хочет мира и справедливости.
Казак – это звучит гордо!
История казачества интересна и насыщенна, что подтвердило выступление историка Йозефа Долейши, который провёл для собравшихся небольшой экскурс в глубь веков, а потом ответил на пару вопросов журнала «Чехия сегодня».
— Как Вы считаете, сильно ли современное казачество отличается от того, о котором мы читали в учебниках истории? Как и чем оно живёт сейчас?
— Отличается, и разница велика, ведь от того, исконного казачества, осталось немногое – виною этому, частично, и геноцид. Основной целью казачества сейчас является передать свои знания, традиции потомкам, сохранить свою самобытную культуру. Уже сейчас возникают, например, школы, не только для детей среднего школьного возраста, но и начальные школы. И это очень приятно, когда мальчонка лет девяти, одетый в казацкую форму, гордо заявляет: «Я – казак!», и это значит, что будущее есть.
— Вы упомянули геноцид, можем ли мы говорить об этом как о массовом явлении?
— Я считаю, можем, ведь огромное число казаков было уничтожено с приходом советской власти. И это явление было настолько же массовым, как и раскулачивание. Кроме того, что казаки по своей природе – вольные люди, они ведь ещё и монархисты по убеждениям. И конечно, они мешали большевикам, они восставали, и большевики по праву считали их опорой царской власти.
— Казаки всегда отличались особой строгостью и чистотой по отношению к канонам православия, недаром в старину говорили: «Казак без веры — не казак!». А каковы сейчас духовные и нравственные идеалы казачества?
— Вера всегда была одной из главных составляющих, наряду с семьёй. К сожалению, так сложилось исторически, что она на какое-то время отошла на второй план, ведь в эпоху советского «вакуума» всё, связанное с религией, уничтожалось. Но сейчас очень сильно возрос интерес к православию, люди снова приходят к пониманию, что без веры нельзя.
Я хотел бы рассказать одну очень показательную историю, она даёт представление о духе казачества, о набожности. Не так давно я был в небольшом городке, недалеко от Праги. Там раньше находилась лечебница для больных туберкулёзом, в то время эта болезнь была особенно страшной – неизлечимой. Так вот, в этой лечебнице лежали при смерти молодые казаки, лежали и умирали… Они захоронены в братской могиле, на которой стоит православный крест, а на кресте – цепь. Откуда она и что значит? Я стал выяснять, спрашивать. Говорят, изначально висела на кресте. Путь был не близким, восемь километров, и пока я шёл, я понял – вера была той ниточкой, тем связующим звеном, что удерживало их на земле, что давало силу. Вера, соединившая их, словно цепью, воедино. Они держались друг за друга и за свою веру.
Вера, Честь и Воля
Среди казаков, несомненно, очень много талантливых людей. Один из них, потомственный казак Сергей Викторович Морозов — известный художник-реалист в четвёртом поколении. Учителем и наставником Сергея Викторовича был его тесть, Юрий Иванович Скориков – известный русский живописец, заслуженный художник России, потомок терских казаков. Сам Сергей Викторович с удовольствием посвящает себя любимому делу, тематика его работ, несомненно, казачество. Это жанровые и исторические картины, посвящённые людям и красам вольной природы.
— Сергей Викторович, скажите, пожалуйста, как потомственный казак, в чём заключается Кодекс чести казака? И есть ли в характере казаков какие-то недостатки? Ну, может, стремление прихвастнуть лишнего, щегольнуть?
— Ой, что есть, то есть. Прихвастнуть мы, казаки, любим, откуда, Вы думаете, байки пошли разные? Эмоциональный народ, как во время застолья, с друзьями — да не прихвастнуть? Но также большим недостатком, я бы назвал, конечно, любовь к «погулять на широкую ногу» да выпить. Когда в меру – так оно можно, но вот бывает, не знают меры, это и считаю минусом. Зато достоинств много очень. Казаки всегда бережно относятся к вещам, к инструменту, очень хозяйственные, всё умеют, если надо будет что – всегда сделают! А если говорить о Кодексе, то в первую очередь, вера, честь и воля. Казак без веры – не казак. Это и соблюдение десяти заповедей Христовых, и отношение к людям, и почитание традиций. Казаки всегда были монархистами, верными присяге и престолу, шли вперёд «за Веру, за Царя и за Отечество».
Любо, братцы, любо!
Одним из главных событий съезда стало избрание Атамана Союза. Делегатами съезда было выдвинуто три кандидата. В ходе открытого голосования (тайное голосование, равно как и разговоры за спиной, издавна считались несовместимыми с казачьей честью), был выбран есаул Кубанского Казачьего Войска, Михаил Анатольевич Дзюба, потомственный кубанский казак, постоянно проживающий в Чехии. Сразу после избрания, Атаман, стоя лицом к казакам, произнёс слова присяги, принял благословение святого отца, поцеловал Крест, Евангелие и икону.
Позже где-то прозвучала шутливая фраза, что мол «батька-атаман» – это самый несчастный казак, ведь исторически именно на его плечах лежала самая большая ответственность, он был равен отцу, а власть его ограничивалась лишь нормами христианской морали и казачьими обычаями, а потому, если что-то шло не так, винить он мог только себя.
Но Михаил Анатольевич полон энтузиазма, ведь планы Всеказачьего союза достаточно амбициозны.
«Наш союз – это общественная, независимая и неполитическая организация и наши усилия направлены на поддержание казачьей культуры и традиций. В планах и историческо-мемориальная деятельность, и создание базы данных казачьих архивов, и поиск исторических корней потомков казачьей эмиграции, и помощь во благо Православной церкви и христианства в целом, и привлечение казачьей молодёжи, и, конечно, организация различных мероприятий: встречи, выставки…» — перечисляет Атаман.
Кстати сказать, как и в самом начале своей деятельности, Союз будет на казачьих традициях принимать в свои члены вольных казаков и казачьи обьединения. Возможность пополнить ряды казачества появится даже у того, кто по крови казаком не является.
«Может, кто-то посчитает это несоблюдением традиций, но наш союз – не военная организация, и мы принимаем тех, кто разделяет наши взгляды. Раньше обязательным условием было православие, но «Всеказачий союз» этого не требует. Когда мы решали, принимать ли в союз людей другой религиозной принадлежности, то советовались и с митрополитом Чешских земель и Словакии владыкой Христофором – одним из инициаторов возрождения казачества – и он также дал добро, ведь не у всех была возможность, например, посещать православную церковь на чужбине».
Остается только пожелать новоизбранному Атаману успехов в нелёгком и ответственном деле, здоровья и энергии, ведь так много предстоит сделать.
Иоанна Огладина