Мурат Темиров — журналист правозащитной тематики, работал на радио «Россия», затем в течение четырёх лет редактором и ведущим программ в черкесской редакции радиостанции «Свобода/Свободная Европа». О личных качествах журналиста и своём детище — школе журналистики в Праге, Мурат рассказал специальному корреспонденту «Пражского телеграфа» Ирине Физековой.
Мурат, Вы работали в Северокавказской редакции радио «Свобода». Существуют ли какие-то критерии отбора журналистов для работы в международных средствах массовой информации?
Как ни странно, ничего черезвычайно сложного в этом нет. Время от времени все организации объявляют конкурс. Для работы в таких организациях, например, как ВВС, необходимо знание языка, но больше всего приветствуется опыт.
Когда я начал сотрудничать со «Свободой», журналисткого опыта почти не было. Моим преимуществом было то, что я находился в одном из регионов Кавказа и знал черкесский язык, на котором радио «Свобода» вещает на этот регион. Это, конечно, способствовало тому, что меня приняли сначала внештатным корреспондентом, а потом зачислили в штат в редакторскую группу.
На ВВС к журналистам предъявляются достаточно объективные стандартные требования. Наряду со знанием языка, необходимо хорошо ориентироваться в политической тематике, знать эту лексику на русском и английском языках. Кстати, тесты по политической лексике достаточно трудные, и их редко кто проходит.
Какое значение имеет личное обаяние журналиста?
Это очень важно. Знание коммуникативных приемов говорит о проффесионализме. Журналист как личность может нравиться или не нравиться собеседнику. Но настоящий журналист умеет использовать и личное негативное впечатление для того, чтобы заставить человека сказать нечто большее.
Как Вы считаете, в настоящее время при развитых информационных технологиях и широких возможностях интернета, журналисту легче сориентироваться в потоках информации, или наоборот?
Сейчас доступной качественной информации очень мало. Ещё 100 лет назад у большинства населения были простые отношения с миром. Это были отношения с природой, общиной и, у каждого в разной степени, отношения с высшими силами.
В наше время между окружающим миром и человеком стоит мощный информационный фильтр, созданный по определенным технологиям и призванный формировать мировоззрение человека. Если человек не имеет представления о том, как предлагаемая информация формируется, то он не имеет возможность самостоятельно мыслить, ведь ему доступен готовый продукт, который он потребляет.
Сегодня информация – это товар, вырабатываемый определенным образом, упаковываемый в определенных местах и предназначенный для определенной категории потребителя. Как у каждого товара, у информации есть свой рынок, где действуют соответствующие законы. Поэтому узнать новость в неискажённом виде сложно, нужны соответствующие навыки.
Вы являетесь основателем «Школы журналистики в Праге», которая в этом году состоялась четвёртый раз. Как появилась идея создания такой школы?
Идея была моя собственная, и я получил поддержку нескольких международных организаций в Европе. Проект был задуман как сугубо образовательный, без политической компоненты; как следствие, получилось не очень хорошо с грантами.
Главной целью Школы является показать журналистам, как действующим, так и обучающимся, организацию производственного процесса в западных медиа; но, для сравнения, мы часто приглашаем поделиться опытом журналистов ведущих российских телеканалов и преподавателей вузов.
Кроме радиостанции «Свобода/Свободная Европа», наши стажёры знакомятся с работой Чешского общественного телевидения и русской секцией радио «Прага», с главным редактором которой Либором Кукалом у нас сложились тёплые дружеские отношения. Иногда дополняет информацию о работе СМИ в Чехии посещение частного чешского телеканала «Нова».
Десятидневная программа Школы обычно достаточно насыщена. В этом году, например, состоялись мастер-классы по расследовательской журналистике, искусству подготовки и ведения радиорепортажа, занятия по моделированию, PR и нтернет-журналистике.
Существует ли методологическая разница между журналистикой международной и, например, российской?
Показывая, скажем, радио «Прага», которое вещает на русском языке о Чехии, или радио «Свобода», ведущего передачи на более чем 30 языках мира, тем самым мы ориентируем наших студентов на то, что журналистика интернациональна и не имеет границ. Вопрос лишь в том, чтобы в соответствии с ментальностью аудитории правильно «сервировать» новость, подать её. Это немного похоже на работу официанта. Конечно, журналист должен выводы сделать сам, но перед этим должен своими глазами увидеть, как это происходит в других странах. Я думаю, что это интересно.
Откуда едут к Вам в школу?
У нас уже были студенты из Воронежа, Москвы, Челябинска, Пятигорска, Воронежа и Сочи. Проблема в финансировании, так как проект не является коммерческим, средств на развитие не хватает. Пока тренинги проходят с периодичностью двух раз в год: Летняя и Зимняя школы журналистики. Пражские курсы планируются в периоды российских каникул. В прошлом году, например, Зимняя школа проходила с 9 по 19 января. Ребята здесь отмечают Старый новый год, любуются рождественской Прагой. В этот период, как показала практика, удаётся привлечь больше лекторов.
Какие планы на будущее у Школы журналистики?
Планируем расширить программу школы, добавить выездные семинары в другой стране, например, во Франции. В настоящее время мы ведем переговоры с Euronews, где также есть русская редакция.
Сейчас Школа журналистики в Праге предлагает Зимний курс обучения с 3.01 по 13.01 2011 года. Принимаются групповые и индивидуальные заявки на участие от журналистов и студентов, которым, кстати, стажировка в школе засчитывается как производственная практика. Телефон в Праге +420 777 075 395 E-mail: aravdium@gmail.com
Вставка
Мурат Темиров
Родился в 1971 г. в Пушкине, бывшем Царском селе. Считает себя ленинградцем. Литераторствую с детства, но по недоразумению получил профессию юриста, о чём, впрочем, не жалеет: приобретённые навыки правовой казуистики научили с щепетильностью формулировать мысли. Журналистом стал случайно: сначала — местная пресса, затем был проект на «Радио России», куда Мурата вовлёк приятель чуть ли не против воли, соблазнив банкой бесплатного кофе (это был первый гонорар). Потом – правозащитная работа в горячих точках, материалы для радио «Свобода», переезд в Прагу на редакторскую работу. В Праге живет около 8 лет, пытался уехать (год жил в Америке, ещё год – в Москве), но всегда возвращался. Считает Прагу своим городом.