В чешских лесах всё чаще встречаются естественные для этих мест, однако истреблённые человеком хищники – волки. Наверное, все помнят школьную истину: Волки – санитары леса. Если понимать её буквально, то жертвы хищников – косули, олени и других копытные – «болезнь леса».
Это вряд ли является правдой, однако настоящей болезнью леса можно назвать их чрезмерное количество: копытные съедают молодую поросль, и когда их голод перевешивает время, необходимое для регенерации леса, происходит небольшой местный апокалипсис. Именно волки удерживают паритет этих двух факторов.
В Чехии волки, уничтожающие поголовье овец, давно стали любимой целью охоты. Согласно письменным свидетельствам, уже в начале Средних веков их численность была невысокой. Она часто менялась, и статистик тех времён сохранилось немного. Самая крупная популяция волков в современной истории жила в Чехии в XVII веке – на это косвенно указывает тот факт, что в 1621–1650 годах лишь в имении Рожмберков, недалеко от Чешского Крумлова, было застрелено 400 волков. В то время достаточно много волков жило, к примеру, в окрестностях городов Аш, Подборжаны и в Рудных горах. Последний волк в этой области был убит в 1825 году недалеко Доупова, последний на Шумаве – в 1874 году. В Бескидах, однако, волки жили до 1914 года, когда был застрелен последний из них.
Так была закончена старая история волков в Чехии. Начало новой датировано 1947 годом, до 1969 года было несколько подтверждённых наблюдений из областей Кралицкий Снежник, Опавско и Чешский Лес, где удалось обнаружить лишь следы. В 70-х годах волков обнаружили в областях Шумава и Чешский Лес, но все они были животными, сбежавшими от человека.
В 1990-1999 годах чехи насчитали 23 единицы хищника на Шумаве, в Есениках и Бескидах. За период 1990-2004 годов зарегистрированы 124 появления волка в областях Шумава и Баварский Лес, причём 66 – с чешской стороны, в основном это были волки-одиночки. Их происхождение неизвестно в большинстве случаев: правдоподобной кажется гипотеза о миграции из области Западные Карпаты или Сасконии. С 1995 года в области Моравскосилезские Бескиды регулярно появлялись пятеро волков, включая щенят. Этот рост хорошо кореллирует с ростом популяции волков в соседней Словакии. Что же происходит в последние годы?
Возвращение шельмы
Волки постепенно возвращаются в страну – число наблюдений диких зверей растёт. В соседних Словакии и Польше их относительно много – 300-600 и 1300-1400 соответственно. Ещё больше их в Румынии и других карпатских странах. Именно оттуда в сердце Европы стремятся горные и равнинные виды волков. Первые сейчас обживаются в Бескидах и Белых Карпатах, вторые, из прибалтийского региона, с 2000 года распространяется по Польше с северо-востока на запад и шаг за шагом нашли свой ареал в постиндустриальной среде бывших угольных шахт и военных гарнизонов в области немецкой Лужице.
Оттуда волки приходят в северную и северо-западную Чехию. В Германии же шустрые шельмы хорошо плодятся: в 2014-2015 годах страна насчитывала 31 стаю с волчатами, двумя годами позже – 40 (из них 13 в Саксонии, граничащей с Чехией), ну а в прошлом году – уже 57 стай. В Чехии с 2014 года волки размножаются в окрестностях городка Доксы в заповеднике «Кокоржинско–Махов край» (CHKO Kokořínsko–Máchův kraj), недалеко от Махова озера на севере Чехии (ближайший крупный город – Чешская Липа). На основе анализа ДНК из образцов волчьих фекалий учёные подтвердили их происхождение: волки пришли из пограничной польско-немецкой области.
В 2015 году была обнаружена постоянно живущая в этих местах стая волков в Броумовском регионе, на границе с Польшей. Она, похоже, прошла проверку временем: в 2016, 2017 и 2018 годах было зарегистрировано их размножение. Согласно генетическому анализу, они также происходят из западной Польши. Осенью 2017 года была обнаружена стая с волчатами в Западной Чехии, в заповеднике Баварский Лес, которая иногда забегает и в Национальный парк Шумава.
Регулярное появление волков в последние годы зарегистрировала администрация лесов в северных Рудных горах на границе с Германией (судя по последним данным, 1-2 стаи). В 2017 году получилось обнаружить одну пару с выводком щенят в Шлукновском регионе.
Одиночные шельмы регулярно появляются в Лужицких и Йизерских горах, Крконошах и изредка в Есениках. С помощью фотоловушек удалось получить в 2017 году снимки мигрирующих животных в области Оломоуце и Ждярских горах. По мнению зоологов, популяция волков в Чехии будет расти, а их область распространения – увеличиваться дальше в силу естественного процесса экспансии вида и оккупации подходящей территории.
За рубежом: примеры возвращения волков в других странах
Самым известным примером возвращения волков в места, где их предки жили раньше гордо и счастливо, но были изгнаны людьми, является Йеллоустоунский национальный парк в США. В 1926 году, желая защитить поголовье оленей вапити, местные жители полностью уничтожили местную популяцию волков. Стоит отметить, что сами вапити были до этого в значительной мере отловлены белыми колонизаторами Нового Света в процессе, который по кровавости не уступает сценам из романа Чингиза Айтматова «Плаха».
Самым крупным хищником, охотящимся на грызунов и копытных, тогда стал койот. Но эти «певцы степей» не охотятся на больших копытных, чья популяция значительно выросла, однако жизненное пространство осталось тем же. Результатом стали многочисленные эпидемии и другие катастрофы.
Такая практика была прекращена в парке лишь в 1935 году, позже были приняты меры по защите хищников. В 1973 году Конгресс США принял Акт о видах под угрозой уничтожения, упоминающий в том числе волков. В 1990-е годы в парке выпустили 66 волков из других регионов страны; в 2005 году в парке их численность составляла 118 голов, а четырьмя годами позже их исключили из списка видов под угрозой исчезновения.
Йеллоустоунский национальный парк – не единственный пример «зова предков» в лесной политике. К примеру, согласно Плану по развитию лесов 2018+ швейцарского кантона Граубюнден (Graubünden), с середины XX века растёт ущерб, причиняемый лесам местной дичью. В 70-х годах были приняты крайние меры: ночной отстрел оленей, уничтожавших молодую и не очень поросль в размерах, ставших опасными для выживания всего леса. Их число было снижено, но в конце 90-х лет опять начало расти и в 2016 году побило рекорды.
Точно так же растёт число косуль, которые в больших количествах негативно влияют на биоразнообразие леса ввиду пищевых предпочтений. С 2012 года в кантоне Граубюнден снова появляются волки, и администрация леса и всего кантона ожидает (и надеется), что их триумфальное возвращение будет иметь эффект, подобный второму пришествию рыси: начнётся снижение числа копытных животных, и в результате – обновление структуры леса и его видового разнообразия. «План по развитию леса» оценивает возвращение волков в местные края позитивно, и документ утверждает поддержку их популяции и её «экспорт» в те регионы кантона, где их пока нет.
Алексей Шевко
«Пражский телеграф», № 28(525) — 2019