Пражское лето 2013, как водится, пролетело мгновенно. Мгновенно, но не бесследно, благодаря заряду ярких положительных эмоций, которыми это время года делится с нам с особой щедростью. К незабываемым впечатлениям столичного лета лично я, без сомнения, отношу и гастроли пермского театра «У Моста» под руководством «неистового Сергея» Федотова.
Не знаю как вы, но я нет-нет да возвращаюсь в начало июля, когда всемогущая энергетика этого режиссера в течение пяти гастрольных дней в жару и духоту собирала полный зал довольно непростой зрительской аудитории, коими являются предвзятые ко всему российскому чехи и не менее предвзятые друг к другу наши соотечественники. В пражском театре «Комедии» при полном аншлаге была сыграна знаменитая «Панночка» Н. Садур (по мотивам повести Гоголя «Вий»), давно ставшая визитной карточкой пермской труппы, а также «Женитьба» Н. Гоголя, «На дне» М. Горького, «Безрукий из Спокэна» и «Калека с Инишмана» М. МакДонаха. Пять любопытнейших и абсолютно разных по стилю и мироощущению спектаклей представил «Театр у Моста» по случаю своего 25-летия. Зал был не просто полон, в нем царила какая-то особая атмосфере заинтересованного единения. А после каждого спектакля толпа вываливала из дверей театра в блаженную прохладу светлого летнего вечера, всё продолжая осмысливать и обсуждать увиденное. Слышались не только восторги, но, что естественно, и критические замечания. К примеру, кому-то из наших зрителей хотелось пережить в «Панночке» еще больше дьявольских страстей, а для более уравновешенных чехов (пишу со слов снимавшего спектакли чешского фотографа Яна Паркмана), пьеса «На дне» была «трошку моц» громкой — слишком навзрыд. Но главное, у большинства людей не пропадала готовность вернуться сюда завтра снова, чтобы посмотреть следующий спектакль гастролеров.
(Следует отметить, что перевод пьес на чешский язык для бегущей строки помогла осуществить пермячка, долгие годы проживающая в Чехии, художница Лариса Дашкова).
Конечно, такой повышенный интерес к авторскому, как любит подчеркивать режиссер, театру во многом объясняется тем, что и Сергея Федотова, и его труппу здесь хорошо знают. Вообще, следить за тем, что новенького привез в Чехию Федотов (или же поставил в одном из местных театров) стало своего рода традицией. Напомню, что все началось с 1995 года, когда чешский режиссер Йозеф Тейкл, увидев на семинаре в Москве федотовскую «Панночку» тут же пригласил «Театр у Моста» в Градец-Кралове на традиционный фестиваль «Театр европейских регионов». «С тех пор,- вспоминает режиссер, — мы привозили свои работы в Чехию множество раз, а по количеству выступлений на фестивале в Градце-Кралове стали просто рекордсменами». Но даже тогда, когда пермский театр по каким-то причинам на фестиваль не попадал, там все равно оказывался один из спектаклей Федотова, которой он ставил с какой-либо другой европейской труппой. Согласитесь, такой творческой плодовитости позавидует любой из коллег по цеху.
Творческие контакты с чешскими театрами тоже принесли свои спелые плоды. Должна сказать, что именно благодаря интересу к чешским постановкам Федотова, я, в свое время, познакомилась со многими местными театрами. До сих пор помню, хотя это и было около десяти лет тому назад, его «Двенадцатую ночь» по пьесе Шекспира в Ческе-Будейовице, «Мастера и Маргариту» по Булгакову в Градце-Кралове. А какими блистательными были в пражских театрах «Жизнь господина де Мольера» по пьесе М. Булгакова в «Театре в Длоугой улице» и «Ревизор» Н. Гоголя в «Дейвицком театре»!
Безусловно, для режиссера, считающего себя и свой театр мистическим, Чехия стала особой страной, полной и впрямь мистических совпадений и случайностей, о которых любит рассказывать сам Федотов. Я же скажу лишь о том, что самые поразительные постановки последнего времени — ирландского драматурга Мартина МакДонаха — тоже были «мистически» подсказаны режиссеру в Праге, когда в престижном для местных театралов «Чиногерном (Драматическом) клубе», он впервые увидел на сцене одну из них в исполнении чешской труппы. С тех пор пермский режиссер основательно погрузился в парадоксальный, невероятный мир МакДонаха и в творческой лаборатории «Театра у Моста», практически, подряд поставил шесть пьес до того мало известного в России драматурга. На пресс-конференции, состоявшейся перед началом гастролей в Российском центре науки и культуры в Праге, Сергей Федотов объяснил это тем, что войдя в мир столь интересного автора, не хочет из него выходить, а хочет погружаться в него все глубже и глубже.
Два спектакля по МакДонаху — «Калеку из Инишмана» (получившего в 2010 Национальную Театральную премию «Золотая маска») и «Безрукого из Спокена» увидели зрители в Праге летом этого года. «Калека….» и «Безрукий….» — только вдумайтесь в эти названия! Не случайно МакДонаха сравнивают с Тарантино от театра. Правда, режиссер Федотов, хоть и сам мастер «страшилок», в корне не согласен с таким сравнением, считая поверхностным сводить ирландского автора лишь к отменному черному юмору.
И все же сразу стало понятно: ничто так не сплачивает зал как чувство страха, ощущение вполне реальной опасности. Того, что в эту нелепую и крайне неприятную ситуацию-западню, из которой пытаются выбраться на сцене герои, оказался втянутым и ты -зритель, изначально планировавший мирно понаблюдать за происходящим из своего мягкого кресла. Когда же со сцены явно потянуло бензином и так угрожающе загорелась свеча, в нашем дружном зрительском смехе появилась нервическая нотка, а сочувствие к героям сразу возросло в десятки раз. Ведь между нами и сценой вовсе не пролегал спасительный киноэкран! Не буду рассказывать сюжет, чтобы не снижать выплеск адреналина у тех, кому еще только предстоит увидеть «Безрукого» в следующий приезд «Театра у Моста». Приведу лишь цитату о спектакле самого Федотова:
«МакДонах всегда придумывает что-то невероятное. В этой пьесе, как мне кажется, предусмотрены разные жанры внутри одного спектакля. Там есть и пародия на фильм ужасов, и пародия на итальянское кино, и на комедии положений, и на триллер. Поэтому мы решили, что жанр нашего спектакля будет определяться как «коМикс». От слов «комикс» и «микс» — смешение разных жанров. И все это сплавляется реалистически живой работой артистов, которые попадают в измерения разных жаров».
Тут нельзя не отметить актерский ансамбль — Сергея Мельникова, Владимира Ильина, Виктории Проскуриной, Семена Минералова — великолепно справившийся с этой задачей и подаривший зрителям поистине незабываемые впечатления.
Придя на следующий день на «Калеку из Инишмана», публика скорее всего ожидала нечто подобное — динамичное и щекочущее нервы. Однако спектакль оказался настолько другим, что, можно было подумать, его написал другой автор и поставил совсем другой режиссер. Предчувствуя разочарование определенной зрительской части, Федотов оговорил это перед спектаклем, предложив, тем, кому не понравится не стесняться и уйти после первого действия. Скажем прямо, такие были. Атмосфера забытого Богом ирландского острова, где, остановилась жизнь, и годами ничего не происходит, потребовала от зрителя терпения. Но его все же следовало проявить, хотя бы из-за потрясающей игры Василия Скиданова в роли калеки Билли. Вот где методика Михаила Чехова, которую исповедует в своем театре режиссер Федотов – методика глубокого внутреннего перевоплощение в образ — дала блестящий результат. Хотя и внешний портрет обиженного природой, ущербного человека, противостоящего обстоятельствам, был изображен потрясающе.
Да, МакДонах, пьесы которого стали новой визитной карточкой «Театра у Моста», не просто большой оригинал. В нем есть философия, есть трагизм, а, главное, — человечность. «МакДонах – гуманист» — говорит Федотов. Очевидно, именно это и роднит его с пермским режиссером, у которого ни один мистический, бесовский эффект тоже не бывает ради эффекта. Мне хочется сравнить Федотова с героем пушкинской сказки «О попе и о работнике его Балде», которому удается-таки заставить беса работать на человеческое благо. .
Один из чешских рецензентов пражских гастролей пермского театра «У Моста» назвал руководителя труппы Сергея Федотова — первого из иностранцев обладателя самой престижной чешской премии Альфреда Радока — «дьявольским режиссером». Мы же отвесим пермскому режиссеру заслуженный комплимент, назвав его столь разные творческие работы чертовски увлекательными.
А Федотов как всегда полон планов: в этот приезд он объявил свое намерение взяться за Кафку. Скажу вам: посмотреть «Процесс» или «Замок» в его подаче – уже одно представление об этом интригует и влечет в «Театр у Моста» снова на гастролях в Праге!
Марина Обминская,
журналист, сотрудник отдела культуры Российского центра науки и культуры в Праге (представительство Россотрудничества в Чехии)