На летнем фестивале молодых и независимых дизайнеров CODE:MODE можно повстречать сумки из грампластинок, куртки из автомобильных шин, ожерелья из киноплёнок. Там всё — абсолютный и поражающий воображение нестандарт. Среди расположившихся у Влтавы палаток мы встретились с Дагмар Штросовой, дизайнером из Плзни, создающим украшения и детали интерьера из бутылочного стекла. Своё ремесло Дагмар называет искусством и переработкой мусора одновременно. Недаром её бренд носит название Lucky Waste, что означает «Счастливый мусор».
Вы первый раз участвуете в CODE:MODE?
Это уже третий раз. Первый был у самых истоков мероприятия, когда он проходил в клубе Roxy. Но тогда ещё и речи не было об украшениях из бутылочного стекла. Меня заметили после участия в акции «Переработчик мусора» («Recyklátor»), проходившей в театре Archa в рамках весеннего CODE:MODE. И я очень рада, что теперь я здесь среди целой кучи потрясающих изделий.
Ваши изделия тоже потрясающие, мимо них не пройти и этом фестивале нестандартного дизайна. Как получилось, что Вы начали работать с бутылочным стеклом?
Когда я была год на стажировке в Финляндии, у нас не было денег на покупку стекла для работы (смеётся). Но коллега сделала кольцо из бутылки, и меня это настолько поразило, что я создала целую серию подобных стаканов и украшений. С тех пор эта техника не перестаёт вдохновлять меня, и я совершаю всё новые и новые открытия.
Вы используете только бутылочное стекло? Что Вас в нём так вдохновляет?
Да, я использую в основном бутылочное стекло. Но ничего не имею против и других видов стекла — флаконов от духов и кремов, иногда мне в руки попадаются старые или разбитые стаканы, забытые на чердаке бутылочки от чего угодно. Редкостью для меня стала случайно найденная коробка, полная стёкол от диапозитивов (улыбается).
Кроме неожиданных находок, как ещё Вы подбираете сырьё для своих изделий?
Частенько я получаю их в подарок, — семья и друзья снабжают меня настоящими сокровищами. Клиенты и люди, которых я встречала на том же CODE:MODE и других подобных акциях, тоже начала приносить мне бутылки. При таком «наплыве» бутылок ко мне порой попадают действительно нетипичные и уникальные экземпляры, например, от очень дорогих коньяков. Меня интересует форма и цвет бутылок, иногда и структура, а также то, что и как на них написано. Иногда для меня важнее толщина стекла, иногда нужно специфическое донышко или горлышко. Каждая бутылка индивидуальна, имеет свою специфику, которую я пытаюсь «испить до дна» — на максимум использовать скрытый в ней потенциал.
Есть у Вас любимчики среди разных типов бутылок?
У меня есть свои фавориты. Правда, первое место часто меняется — я открываю всё новые и новые виды. Но с самого начала одним из лидеров были бутылки от водки Абсолют. Не только из-за чудесного шрифта, используемого на них, но и благодаря качеству стекла и дизайну бутылок.
Кстати, именно во время конкурса, организованного чешским дистрибьютором этой водки (речь идёт о конкурсе на самое оригинальное использование уже ненужных бутылок из-под водки Абсолют — ред.), была создана первая коллекция трёхмерной стеклянной пластики.
На втором месте, пожалуй, бутылка от Bombai Safír, которая мне, однако, так дорога, что я не могу решиться и распилить её. Потом идут бутылки от шампанского Bohemia Sekt, особенно Sekt Prestige Brute или Rose. Люблю и старые бутылки — их стекло имеет ни с чем не сравнимые оттенки, которые могут удивить тебя после переплавки.
Вы работаете одна или у Вас есть помощники?
Всю работу делаю сама, — так я уверена, что сделаю всё наилучшим образом (смеётся). Но есть у меня в окружении и коллеги, консультанты и советчики — свежий взгляд со стороны. Ведь человек, целиком погружённый в свою работу и любящий её всем сердцем, с трудом может её объективно оценить.
Вы где-нибудь выставляете свои работы? Или на них можно посмотреть только на сайте — www.luckywaste.cz?
Как раз на сайте есть список галерей и магазинов, куда я поставляю свои украшения. Также там всегда написано, какие выставки планируются в этом месяце. На одной из последних выставок я показывала свои трёхмерные пластические композиции — это было в Микуловском замке и в соборе святых Петра и Павла в Плзни в рамках акции «Ночь костёлов».
Вы ведь не всегда были творцом. После гимназии Вы пошли учиться на педагогический факультет. Почему поменяли специальность?
Да, я хотела поступать на преподавание ИЗО, но не сдала вступительные экзамены. Поэтому я поехала в горы и работала в отеле горничной, потом продавщицей, инструктором по сноуборду, администратором и т.д. Жизненные пути меняются и мне такие перемены нужны. Я верю в то, что найти свой собственный путь — это наивысшее искусство. И если человек будет максимально открыт для всего и будет внимателен, то ему откроется его настоящее предназначение. Потом останётся только развиваться в этом направлении и работать, работать, работать.
Насчёт непредсказуемости жизни — Вы были в США и Финляндии. Чем там занимались?
В США я целый год училась по обмену ещё в средней школе. В Финляндии у меня была возможность пройти годовой курс обучения в студии стекла и керамики в Хэменлине. Этот финский опыт был для меня очень полезен, это кусочек жизненного «пазла», без которого мне бы не удалось его собрать.
Вы побывали и в Санкт-Петербурге.
Да, но только как туристка. Два дня подряд мы провели в Эрмитаже. Нас поразили ширина и бесконечность пространства там, красоты самого города. На поезде мы доехали и до Ладожского озера. Восемь дней было мало, но мы хотя бы немножко почувствовали атмосферу европейской части России.
Что можете сказать о стекольном ремесле в Чехии? Насколько оно сейчас развито?
Думаю, что проблемы есть, и касаются они не только этого ремесла, но и восприятия искусства обществом в целом. В Чехии действительно странный для искусства климат — мало кто тут купит себе домой вазу или картину. Знаете, всё Ikea да Ikea. Люди не привыкли вкладывать деньги в картины, на которые они могли бы любоваться и каждый день находить в ней всё новые и новые нюансы… А с этим связано и то, что они не могут оценить произведение искусства, оно им не говорит ничего, не производит никакого впечатления, люди не знают, что о такой вещи вообще думать. Иногда мне кажется, что это наша (мастеров — ред.) обязанность — постепенно научить этому людей. Я не хочу никого недооценивать, но это моё впечатление. Когда я повесила в костёле трёхмерную стеклянную композицию, которая наполнила его звоном, посетители уходили под большим впечатлением. Во всяком случае, я в это верю и надеюсь, что это действительно так (улыбается).
Сложно быть ремесленником в Чехии? Можно ли на этом хорошо заработать?
Если только после моей смерти какая-нибудь моя пластическая композиция будет продана на аукционе за миллионы (смеётся). Но я решила, что это то, чем я хочу заниматься, поэтому я это и делаю. Мне когда-то один человек сказал, что если уж у меня что-то получается, что этому я и должна полностью отдаваться. Это не значит работать во внеурочное время и в выходные. Это значит работать с душой. Так я и делаю, стараюсь развиваться и искать в этом саморазвитии честный путь. Мне не нужны компромиссы.
Вы не хотите переделывать ещё какой-нибудь мусор?
Пока нет, мне сейчас и стекла хватает.
Ольга Овчаренко
«Пражский телеграф»