Все мы убеждены, что блины – исконное русское блюдо. Но въедливые историки говорят, что у них имеются сведения о рецептах кислых лепёшек в Египте в V в. до н. э., и называют их прародителями наших блинов.
Первые сведения о русских блинах они относят к 1005 г. н. э., уточняя, что тогда русичи готовили дрожжевые блины.
У кулинаров свои версии. Знаток русской кулинарии Вильям Похлёбкин считал, что слово «блин» произошло от «млин», «млын», что было вариантом «молоть». Это, по его мнению, указывает на то, что печь блины стали тогда, когда научились молоть злаки.
Но как это произошло? На этот счёт есть разные версии. По одной из них, дело могло быть так. Выпаривала хозяйка овсяный кисель в печи да забыла про него – он и поджарился там. Она решила подать этот блин из овсяного киселя, и тот пришёлся всем по вкусу. Но это лишь версия.
Традицию есть блины на Масленицу некоторые поклонники русской старины связывают с тем, что круглой формой и золотистым цветом они схожи с Солнцем, которому радуются люди с приходом весны. Ведь традиционно Масленица отмечалась вслед за днём весеннего равноденствия – сжигалось чучело зимней богини Мары, которой уже пора на покой, чтобы в мир вновь пришла жизнь.
Однако учёные и исследователи, которые знают, что блины так же, как кутья, были поминальным блюдом, считают иначе. Блины, по их мнению, появились на Масленице не как радостный солнечный символ, а как часть поминального обряда похорон Мары.
Кстати, поговорка про первый блин сейчас искажена. Первый блин не комом, а кóму, т. е. медведю. Дело в том, что одним из обрядов на Масленицу было пробуждение медведя. Ему и несли первый блин. А сам праздник называли ещё и Комоедицей.
Несмотря на кажущуюся простоту рецепта приготовления блинов, каждая хозяйка пекла их по-своему, и сегодня это блюдо имеет множество вариантов. На «Московской Масленице» пекут 60 видов блинов. Правда, среди них не только русские.
Можно попробовать катаеф – арабские блинчики, которые готовят в Египте, Сирии и Ливане. А можно – скрученные в трубочку чешские палачинки. Готовят в Москве и белорусские чачохи, шведские рагмунк, немецкие пфанкухен.
Ну и конечно, родные русские – тонкие ажурные и толстые с припёком, в том числе – авторские. Есть не только золотистые, но и цветные блины: жёлтые – тыквенные, зелёные – шпинатные. Розовые подают с клубничным вареньем и базиликом, голубые – с апельсиновым джемом, ванильной сметаной и шоколадной крошкой, чёрные – с красной рыбой. Черёмуховые блины хороши с облепиховым курдом, лимонно-маковые и мятные – с шоколадной крошкой, а блины с бананами пикантно дополняет медовое масло.