Покорение «Карса»

Pushkin Kiprensky

В 1830 г. в книжном магазине Оленина на Невском проспекте в Петербурге была выставлена для продажи замечательная старинная копия картины Рафаэля Санти «Бриджуотерская мадонна». Под впечатлением этой картины А.С.Пушкин создал одно из прекраснейших произведений русской лирической поэзии — сонет «Мадонна».

Г.М. Кока в статье «Пушкин перед мадонной Рафаэля» высказывает мнение, что именно об этой картины А.С. Пушкин писал Н.Н. Гончаровой из Петербурга в Москву 30 июля 1830 г. :

«Прекрасные дамы просят меня показать ваш портрет и не помогут простить мне, что его у меня нет. Я утешаюсь тем, что провожу часы перед белокурой мадонной, похожей на вас как две капли воды; я бы купил ее, если бы она не стоила 40000 рублей».

Екатерина Николаевна Ушакова, поклонником которой А.С. Пушкин был в течение нескольких лет, имела резвый и шаловливый характер. Узнав, что поэт также увлечен Натальей Гончаровой, но не имеет успеха, она стала называть Гончарову «неприступным Карсом», по имени туркцкой крепости. В альбоме Ушаковых появились карикатуры на Пушкина с надписью: «О, горе мне! Карс, Карс! Прощай, бел свет! Умру!»

В 1828-1930 гг. поэт одновременно ухаживает  за Екатериной Ушаковой и Натальей Гончаровой. Современники говорили, что он мечется между Старой Пресней, где жили Ушаковы, и Большой Никитской, местом проживания семьи Гончаровых. Можно предполагать, что это усиленное ухаживание после неудачного сватовства к Софье Пушкиной и Анне Олениной вызвано желанием Пушкина устроить наконец свою личную жизнь. Справедливости ради следует отметить, что отказы исходили не от невест, а от их родителей.

В отличие от московских невест, женское общество его соседей в Тригорском Псковкой губернии имело серьезные виды на поэта как на потенциального жениха, особенно дочь Прасковьи Александровны Осиповой от первого брака Анна Вульф. Однако Пушкин развлекался, шутил, влюблялся почти во всех дочерей Осиповой, но предложения никому из них не сделал.

Приезд Пушкина в Москву,беседа с царем осенью 1826 г. совпали с началом его славы как первого поэта России.Современница расказывает:

«Появление Пушкина в московском театре… можно сравнить только с волнением толпы в зале Дворянского собрания, когда вошел в нее Алексей Петрович Ермолов… Мгновенно разнеслась по залу весть, что Пушкин в театре; имя его повторялось в каком-то общем гуле; все лица, все бинокли обращены были на одного человека, стоявшего между рядами и окруженного густою толпою».

Конечно, поэту были лестны эти знаки внимания,но постепенно его настроение изменилось к худшему: восторженные отклики сменились враждебной критикой тех произведений, которые особенно нравились читателям и которые сам он очень ценил. Несмотря на крупные литературные  гонорары, денег не хватало, так как поэт много проигрывал в карты. В целом жизнь холостяка без семейного уюта и удобств носила отпечаток неустроенности и беспорядочности. Все это привело Пушкина к решению обзавестись семьей. Еще совсем недавно он писал по поводу женитьбы Е.П. Баратынского князю П.А. Вяземскому «Правда ли, что Баратынский женится? Боюсь за его ум. Брак холостит душу».

Однако поэт начал понимать, что молодость уходит безвозвратно, и впервые в жизни всерьез задумался о женитьбе.

Отказ Софьи Пушкиной в ответ на его предложение не обескуражил поэта. Он настойчиво продолжил поиски невесты. В это время, по свидетельствам современников, Пушкина часто можно было видеть в Москве и Петербурге в великосветском обществе, на балах, различных собраниях, в театре.

В конце 1826 г. поэт знакомится с Екатериной Ушаковой и сильно увлекается ею.

Одна из светских знакомых Ушаковых, посетившая их дом в Москве, записала в своем дневнике, в июне 1827 г.:

«… На балах, на гуляньях он говорил только с нею, а когда случалось, что собрании (Ушаковой) нет, то Пушкин сидит целый вечер в углу задумавшись, и ничто уже не в силах развлечь его!…»

Перед отъездом из Москвы Пушкин вписал в альбом Ушаковой стихи «В отдалении от Вас…». С перерывами в течение 1826-1828 гг. поэт часто посещает дом Ушаковых. В это же время Екатерине Ушаковой становится известно о пораллельном  романе его с Н.Н. Гончаровой.

В конце 1828 г. в Москве, в доме Кологривовых (ныне Тверской бульвар, 22) танцмейстер Петр Андреевич Иогель, давал очередной бал. В числе гостей присутствовал и Пушкин, который когда-то бывал на таких балах маленьким мальчиком. Здесь, на этом балу, Пушкин впервые увидел Наталью Гончарову. Ей было всего 16 лет. Девушка необыкновенной красоты затмила все прежние увлечения поэта. С этого момента все его внимание было сосредоточено только на Наталье.

На первых порах знакомства Пушкин испытывал даже неведомое ему доселе чувство радости. Через Ф.И. Толстого он был представлен семье Гончаровых, которая в это время переживала большие материальные затруднения: дед Натальи Афанасий Николаевич растратил огромное состояние, основой которого являлись полотняные заводы в Медынском уезде Калужской губернии. Доход от заводов был незначительный, отец Николай Афанасьевич Гончаров страдал душевной болезнью. В 1823 г. его старший сын Дмитрий Николаевич, брат Натальи, принял в связи с этим опеку над Полотняным Заводом. В семье Гончаровых кроме Натальи были еще две сестры в возросте невест — Александра и Екатерина. В Москве Гончаровы занимали дом по Б. Никитской (ныне ул. Герцена 50; дом не сохранился).

Вскоре после знакомства с Натальей Гончаровой, в мае 1829 г., Пушкин делает ей предложение, но получает неопределенный ответ. На следующий день поэт уезжает на Кавказ в действующую армию, не получив на это разрешение властей, и только в сентябре возвращается в Москву из путешествия в Арзрум. За самовольную поездку поэт получил выговор от шефа жандармов Бенкендорфа.

Вторично Пушкин сватается к Наталье в апреле 1830 г. и на этот раз успешно. Семья Гончаровых, боясь потерять жениха, который не требует никакого приданого, дает положительный ответ.

Чтобы успокоить мать невесты, сомневавшуюся в его политической благонадежности, Пушкин отправляет Бенкендорфу письмо следующего содержания:

«Генерал,

Я женюсь на м-ль Гончаровой, которую вы, вероятно, видели в Москве. Я получил ее согласие и согласие ее матери: два возражения были мне высказаны при этом: мое имущественное состояние и мое положение относительно правительства. Что касается состояния, то я мог ответить, что оно достаточно, благодаря Его величесву, который дал мне возможность достойно жить своим трудом…

Г-жа Гончарова боится отдать дочь за человека, имеющего несчастье пользоваться дурной репутацией в глазах государя…».

В ответном письме Бенкендорф сообщает, что государь принял с чувством благосклонного удовлетворения известие о предстоящей женитьбе Пушкина и, кроме того, разрешает печатать его трагедию «Борис Годунов».

Некоторые исследователи считают, что Наталья Николаевна до свадьбы не была увлечена Пушкиным, а только хотела уйти из родительского дома, но факты говорят о другом.

Как известно, в первые годы после приезда Пушкина в Москву из Михайловского о нем ходили различные неблагоприятные слухи.Дошли они и до деда Натальи  Афанасия Николаевича. В ответ на его сомнения относительно жениха юная невеста становится на защиту своего будущего мужа и направляет деду письмо 5 мая 1830 г., за день до официальной помолвки:

«Любезный дедушка!

Узнав… сомнения ваши, спешу опровергнуть оные и уверить вас , что все то, что сделала маменька, было согласно с моими чувствами и желаниями. Я с прискорбием узнала те худые мнения, которые вам о нем внушают, и умоляю вас по любви вашей ко мне не верить оным, потому что они суть не что иное, как лишь низкая клевета. В надежде, любезный дедушка, что все ваши сомнения исчезнут при получении сего письма и что вы согласитесь составить мне счастие, целую ручки ваши и остаюсь навсегда покорная внучка ваша Наталья Гончарова».

6 мая 1830 г. семья Гончаровых известила родных и друзей о предстоящей помолвке: «Николай Афанасьевич и Наталья Николаевна Гончаровы имеют честь обьявить о помолвке дочери своей Натальи Николаевны с Александром Сергеевичем Пушкиным сего Маия 6 дня 1830 года».

При напечатании извещения была допущена и так и не исправлена ошибка в отчестве матери невесты, Натальи Ивановны.

Все дни, предшествовавшие помолвке, поэт посвящает своей невесте. Он посетил с ней зал Благородного собрания в Москве, где давали драму Коцебу «Ненависть к людям и раскаяние» с участием трагической актрисы Екатерины Семеновой.

Пушкин обращается к княгине Вере Федоровне Вяземской с просьбой быть посаженой матерью не свадьбе. Он совершенно счастлив. В письме к А.А. Плетневу от 5 мая 1830 г. он пишет:

«Ах, душа моя, какую женку я себе завел!».

Но до свадьбы было еще далеко. Пока решались вопросы материального характера, Пушкин в августе 1830 г. выезжает а Болдино. Время, проведенное им в этом старинном имении, известно как знаменитая «Болдинская осень». В эти несколько месяцеа поэт создал более 40 произведений.

В сентябре Пушкин пытаетя покинуть Болдино, но на его пути встают карантины, учрежденные в связи с эпидемией холеры. Только 5 декабря 1830 г. он возвращается в Москву. И, наконец, спустя 8 месецев после помолвки, 18 февраля 1831 г. в Москве в церкви Большое Вознесение на Никитской улице (ныне ул. Герцена) состоялось венчание Пушкина с Натальей Гончаровой.

Первое время молодые живут в Москве, но после некоторых конфликтов с тещей Пушкин переезжает в Петербург и снимает квартиру в Царском Селе. В письме к П.В. Нащокину поэт пишет:

«Мы здесь живем тихо и весело, будто в глуши деревенской…»

Итак, «Карс» покорен, мечты поэта осуществились. Но был ли счастлив он в семейной жизни? Тем, кто сомневается в этом, советуем прочесть письма поэта к невесте и жене. Сохранившиеся 78 писем Пушкина — это роман о любви и семейном счастье, за шесть лет брака Наталья Николаевна родила четверых детей.

Пушкин неустанно заботился о семье. Поглощенный напряженным литературным трудом, часто связаным с дальними поездками, поэт шлет жене письма, в которых все его мысли — о здоровье и благополучии семьи.

В ряде исследований Наталью Николаевну характеризуют как женщину, чья жизнь была отдана только светским удовольствиям и дорогим нарядам, но это не совсем верно. Она растила и воспитывала детей и посвящала также немало времени литературным трудам своего мужа во время его отсутствия. Стараясь облегчить материальные заботы мужа, она просит брата выделить ей содержание, какое получают ее сестры:

«Сейчас мое положение таково, что я считаю долгом помочь моему мужу в том затруднительном положении, в котором он находится; несправедливо, чтобы вся тяжесть содержания большой семьи падала на него одного…».

Письма самого поэта, свидетельства современников доказывают нам, что Пушкин был счастлив в семейной жизни.

 

Марк МИТНИК

Председатель Международного общества

пушкинистов, Нью-Йорк

(архив «Чехия сегодня» №6, 1999 год)