Египет – родина Сфинкса, пирамид, Александрийского маяка и одной из самых древних, могущественных и загадочных цивилизаций в истории человечества. Миср, как называют собственную страну египтяне, на протяжении всей своей истории как магнит привлекает к себе внимание путешественников, общественных деятелей, учёных,
которые хотели выяснить, почему в то время, когда в других частях света ещё господствовала эпоха каменного века и примитивных охотников, египетское общество уже бурно развивалось.
И спустя тысячи лет после исчезновения древней египетской цивилизации, интерес к ней не ослабевает. Как ни удивительно, одними из успешнейших в изучении истории Египта стали чешские специалисты.
Сегодня изучением Древнего Египта занимается комплексная наука – египтология, в сфере интересов которой находятся история, культура, религия, язык, археологические памятники, повседневная жизнь и иные аспекты цивилизации с берегов Нила. Основными современными центрами египтологической науки являются научные институты, расположенные в Каире, Берлине, Париже, Риме, Вене, Женеве, а также в Праге, где находится Институт Египтологии при пражском Карловом Университете (ИЕ), который всего за полвека своего существования превратился из второстепенного периферийного учебного заведения в крупнейший египтологический центр Центральной и Восточной Европы. Об истории развития института и чешской египтологии, достижениях, перспективах и многом другом с профессором, многолетним директором ИЕ и одним из наиболее уважаемых и известных современных чешских экспертов по Древнему Египту Мирославом Вернером побеседовал Тимур Кашапов.
«Египтология на территории современной Чехии зародилась ещё в позапрошлом веке. Первым её представителем считается австрийско-итальянский египтолог Ян (Джованни) Кминек-Седло, который родился и вырос в чешских землях Австрийской империи, но был вынужден уехать после участия в восстании 1848 г. в итальянскую Болонью, где и добился мирового признания», – объясняет происхождение чешской египтологии Мирослав Вернер. Со своей стороны добавим, что кроме Кминека-Седло, изучением Древнего Египта и его истории в чешских землях в XIX веке занимался ещё и Юстин Прашек, который жил и работал в Пардубице.
«А ведущими представителями чешской египтологии уже в XX веке стали Франтишек Лекса, Ярослав Черны и Збынек Жаба, – продолжает свой рассказ профессор Вернер, – и каждый из них представляет собой знаковую фигуру в истории развития египтологии в Чехословакии. Благодаря деятельности профессора Франтишека Лексы, в частности, преподававшего в 30-е годы прошлого века в Карловом Университете демотику (одна из форм египетского письма, применявшихся для записи текстов на поздних стадиях египетского языка), был основан Институт Египтологии, первым главой которого стал сам пан Лекса. В свою очередь, Ярослав Черны, входящий в десятку величайших египтологов прошлого века и ученик Лексы, хотя и уехал после войны за границу и работал в различных университетах Египта и Англии (в частности, University College London и Queen’s College, Oxford), но всегда мечтал вернуть на родину. Кстати, личная библиотека Ярослава Черны, считавшаяся одной из лучших частных библиотек в мире, была передана после его смерти в собственность нашего института. А Збынек Жаба, ученик Черны и Лекса, вместе со своим наставником основал Институт Египтологии при Карловом Университете, а также возглавлял его на протяжении одиннадцати лет (с 1960 по 1971 гг.)».
Таким образом, несмотря на продолжительную «предысторию», формальным началом чехословацкой/чешской египтологии считается именно дата основания Института Египтологии в 1958 г. в Праге (спустя год его филиал был открыт также в Каире). Первой миссией ИЕ в начале 60-х годов прошлого века стала работа по сохранению Нубийских памятников в рамках компании ЮНЕСКО по спасению памятников, существованию которых угрожало сооружение Асуанской плотины в конце 50-х годов. Когда спадал уровень Нила, учёные копировали иероглифы и рисунки древних египтян, которые те оставляли на камнях вдоль реки. В результате были спасены более пяти тысяч наскальных рисунков и надписей времен Древней Нубии (от Раннего Царства вплоть до Византийской эпохи в истории Египта), обнаружены записи, проливающих свет на процесс колонизации Нубии Египтом в период XII династии, древние захоронения времен так называемой группы Х, а также самый старый сохранившийся на папирусе декрет египетского фараона. Кроме того, работникам института удалось найти, исследовать и задокументировать римскую крепость в Кертаси, бывшую частью римских укреплений в Нубии, и Южный храм в Тафе. Но после завершения миссии в Нубии и получения концессий на два участка в долине Нила, ИЕ приостановил свои исследования в других частях Египта.
«Институт в начале 60-х гг. получил возможность исследовать некрополь в Абусире, — рассказывает Мирослав Вернер, — и наши археологические работы были направлены на изучение расположенных там пирамидных комплексов. Кстати, часть Абусира, которую египетские власти в знак благодарности за достигнутые успехи в Нубии передали нам для изучения, стала самой большой концессией, предоставленной иностранным экспедициям в области пирамидных полей. Первым исследуемым объектом была гробница визиря Птахшепсеса, а также пирамидный комплекс царицы Хенткаус II и большой пирамидный комплекс её сына царя Ранеферефа. С течением времени внимание нашей экспедиции, участником которой я стал в 1964 г., сосредоточилось на территории южного Абусира, где нам удалось обнаружить значительное число новых гробниц, некоторые из которых оказались нетронутыми».
В течение следующих четырёх десятилетий работникам ИЕ удалось сделать ряд открытий, которые и принесли мировую славу чехословацким/чешским учёным. И вновь рассказывает Мирослав Вернер, который возглавил чешскую египтологическую экспедицию в Абусире в 1975 г. после смерти Збынека Жабы: «Одним из первых крупнейших открытий была, конечно же, мастаба (гробница с подземной погребальной камерой и внутренними помещениями, стены которых покрывались рельефами и росписями) Птахшепсеса, вельможи эпохи Пятого царского дома, одна из самых больших и известных гробниц времён Древней империи, которая принадлежала особе нецарского происхождения. В ней нам удалось обнаружить огромное количество рельефных рисунков и предметов не только времен Древней империи, но и более поздних эпох.
Следующей крупной нашей находкой была пирамида царицы Хенткаус II, открытая в 70-х гг. прошлого века, где были обнаружены документы, коренным образом поменявшие взгляд мировой египтологии на жизнь и значение V династии фараонов. Недалеко от пирамиды царицы был найден также погребальный комплекс её сына царя Ранеферефа (25-24 вв. до нашей эры) вместе с обширным документальным архивом папирусов хозяйственного и административного характера, информацией о других строениях в Абусире, а также статуями самого царя, уникальными следами печатей, фаянсовыми плитками с надписями и другими ценными предметами. Нельзя не упомянуть и об открытии в 90-х гг. шахтной гробницы князя Иуфаи. Сенсационность находки заключалась в том, что обнаруженная погребальная камера князя оказалась нетронутой.
В целом, с началом 90-х годов наш институт сосредоточил своё внимание на исследовании шахтовых гробниц Позднего периода, благодаря чему и была, в частности, обнаружена гробница врача и вельможи Уджахорессенета времен Персидского нашествия, а также гробницы Иуфаи, Неферинпуа и Менехибнекуа. А одной из последних наших крупных открытий была гробница сановника Неферинпуа в южной части абусирской концессии в конце 2007 г. Неферинпуа жил примерно в XXIV веке до нашей эры и был доверенным лицом фараона Ниусерры, а также главой суда и верховным жрецом богини правосудия Маат и бога солнца Ра. В гробнице Неферинпуа была обнаружена, в основном, посуда (семьдесят пять известняковых горшков и десять пивных кувшинов), а также украшения: посох, жезл, золотые бусы и браслеты из фаянса. Кроме того, этой осенью наша команда обнаружила в южном Абусире гробницу принцессы Шеретнебтей из V династии, в которой находился целый ансамбль великолепных известняковых полихромированных скульптур».
Сегодня Институт Египтологии при Карловом Университете располагает четырьмя концессиями на раскопки: две в Египте, а также две в Судане. «Главной нашей египетской концессией является пирамидное поле в Абусире, где мы с 1960 г. занимаемся раскопками строений, относящихся к классическим периодам владычества фараонов: архаический, Древнего царства и Позднего периода. От египетских властей ИЕ получил разрешение на проведение там исследований наивысшего уровня (excavation rights), то есть раскопок. В том числе благодаря этому, нам удалось сформировать замечательную команду специалистов, куда входят кроме археологов, специалистов по эпиграфике и египтологов, также антропологи, архитекторы, геологи, ботаники, которые занимаются не только восстановлением памятников, но и сохранением этих сокровищ для будущих поколений», – с гордостью рассказывает профессор Вернер.
«Вторая наша концессия в Египте располагается в оазисе Эль-Хайез в 400 километрах к юго-западу от Каира, где мы работаем в рамках египетской программы по сохранению находящихся под угрозой исчезновения археологических памятников в тяжелодоступных районах. Оазис имеет превосходную атмосферу, так как находится глубоко в пустыне и там до сих пор никто и никогда не вел никаких серьёзных исследований. А ведь именно в Эль-Хайезе проходила в своё время южная граница Римской империи, поэтому здесь расположены археологические памятники, относящиеся к двум великим историческим периодам – доисторическому и римскому. Получив разрешение на проведение работ в этом оазисе, у нас появилась возможность изучать периоды, которые были прежде и после эры фараонов, расширяя тем самым возможности нашего исследования».
По мнению многих экспертов, Институт египтологии при пражском Карловом Университете является главным центром изучения Древнего Египта в Центральной и Восточной Европе и входит в десятку лучших мировых египтологических научных институтов, специализирующихся на изучение истории Египта эпохи пирамид. Сотрудничает ИЕ со всеми ведущими мировыми центрами, в том числе и с российскими учёными-египтологами (например, Кормышева, Большаков). Результаты своих исследований ИЕ на протяжении вот уже нескольких десятков лет публикует в собственных сборниках «Абусир» и «Абусир и Сакара» и в ведущих мировых археологических изданиях. С находками же чешских археологов в Египте каждый может ознакомиться в пражском Музее азиатских, африканских и американских культур имени Напрстка.
Мы спросили Мирослава Вернера, почему и сегодня необходимо изучать египтологию – науку о жизни давно уже ушедшей в небытие цивилизации: «Я посвятил египтологии всю свою жизнь, потому что считаю, что «Historia magistra vitae», что означает «История – учитель жизни». То, чем занимается египтология, это ведь не только изучение отдельных этапов и аспектов жизни канувшей в лета цивилизации. Она ещё помогает нам уловить, осознать, понять и решить проблемы, с которыми сталкивается наша цивилизация. По моему мнению, ошибочно считать, что у людей, живших до нас, не было чему поучиться, потому что когда вы смотрите на то, что они оставили после себя, в частности, египетские пирамиды, то начинаете понимать, что их создатели стояли на высоком уровне развития. Вместе с тем, они также как и мы жили и умирали, любили и ненавидели, задумывались над тем, в чем заключается смысл жизни и существования, в каком направлении движется человек, развивается общество. Я считаю, что египтология – это не просто наука о погибшей цивилизации, это наука о жизни длиной в бесконечность, познать секреты которой хочет, думаю, каждый из нас».
Профессор Мирослав Вернер
Родился в городе Брно 31 октября 1941 г. Закончил философский факультет Карлова университета по специальности «Египтология и доистория». С 1964 г. участвовал в полевых исследованиях Чехословацкого Института Египтологии в Египте, с 1975 г. по 2000 был его директором, а в период 1976-2010 гг. руководил археологическими раскопками. Вернер специализируется на археологии периода строительства пирамид и считается одним из крупнейших современных чешских египтологов. Преподаёт в Праге, в Германии, Австрии и Египте, является автором 12 книг, 10 научно-популярных публикаций и более чем 120 научных статей. Мирослав Вернер – один из основателей Международной ассоциации египтологов, член комиссии ЮНЕСКО по защите памятников Древнего Египта и Нубии, Нубийского музея в городе Асуан и Национального музея египетской цивилизации в Каире.
«Чехия сегодня», №171 (май, 2013)