Староместская площадь — исторический центр города. Здесь всегда много туристов, на Пасху и Рождество — многолюдные гулянья, веселье и радость. Но несколько веков назад эта площадь стала центральной ареной кровавого действа. В один день были жестоко казнены двадцать семь человек.
Так закончилась двухлетняя борьба австрийского католицизма с непослушным чешским протестантским дворянством.
Восстание чешского протестантского дворянства началось в мае 1618 года. Все началось с того, что протестанты выкинули из окон Града представителей династии Габсбургов в Праге. Дефинистрация (так называется акт выбрасывания противника из окна) в чешской истории повторялась три раза. В тот раз никто не пострадал — выброшенные свалились в кучу навоза.
Через два года, после победы над восставшими, Вена решила жестоко расправиться с поверженным протестантским дворянством. Судьи решили продемонстрировать преданность своему руководству в Вене. Без промедления всех участников восстания, успевших уехать в эмиграцию, заочно присудили к смертной казни. Остальные были схвачены. Начались пытки и допросы.
Суд длился всего две недели. На утверждение венскому императору были посланы приговоры — 30 смертных казней, включая несколько четвертований заживо. «Чуткий и добросердечный» император Фердинанд II решил,что этого чересчур много — достаточно двадцати семи смертных казней, а четвертовать будут уже мертвых.
В пять часов утра 21 июня 1621 года дробь барабана возвестила о начале кровавого спектакля на Староместской площадь. Толпы людей четыре часа наблюдали жестокое действо. На трибуне сидели судьи, наслаждаясь результатами своей работы. Один из них послал на смерть собственного брата. Даже для того времени, известного жестокостью, эти события были уникальны. Кровь, в прямом смысле слова, текла по площади ручьями.
Одну за другой отсекал жертвам головы самый известный палач Ян Мидларж. Троих из них, Яна Кутенка, Шимона Сушицки и Натаниэла Воднянски, для еще большего унижения, перед казнью вывесили из окон ратуши, привязав к бревнам. Известному врачу, 55-летнему ректору университета Яну Есенскому, отрезали язык. А затем казнили и четвертовали. Писарь Микулаш Дивиш не был осужден на смерть, но в качестве «мягкого» наказания его язык на два часа прибили гвоздями к плахе. Человек был виноват в том, что во время восстания произнес приветственную речь в честь лидеров.
Отрубленные головы были выставлены на всеобщее обозрение на Староместской мостецкой башне. Черепа оставались там десять лет, потом они потерялись, и археологи ищут их до сих пор.
Только через несколько веков в памяти о казненных на Староместской площади установили мемориальную доску.
(из архива «Чехия Сегодня» №6, 1999 г.)