Горбоносые коники с «неправильной» формой черепа, напоминающей голову питт-буля, немного грузные и грубоватые на вид, но с добрыми и внимательными глазами. Выведенные в Чехии XVI–XVII веках специально для обслуживания упряжек парадного выезда королевского двора кладрубы до сих пор торжественно тянут кареты,
участвуют в парадах и показательных выступлениях, покоряя сердца зрителей всего мира своей величавостью.
Этой породе коней уже более 400 лет. Подарил жизнь кладрубам австрийский король Рудольф II, принадлежавший к династии Габсбургов. Кладрубы – потомки итальянских каретных неаполитанских лошадей и знаменитых на весь мир андалузских лошадей, выведенных в Испании. У андалузских коней славное прошлое: именно они мчали рыцарей на поле боя, украшали королевские парады практически всех средневековых монархов, их изображали на своих полотнах художники эпохи Возрождения. От неаполитанских коней кладрубы приобрели танцующий ход и умение держаться в упряжке, от андалузских – высокую изгибистую шею, как у точеного игрушечного коника, тонкие длинные ноги и эту горбинку на носу, отличающую кладрубов от всех других коней.
Кладрубы являлись неотъемлемой частью эпохи изобильного барокко и личной собственностью королевского двора, но с наступлением новой эпохи пришла новая власть и изменилась мода. В XIX веке после смерти Рудольфа оставшихся без покровительства коней испанских кровей вытеснили английские скакуны. Бессистемное разведение, продажа лучших жеребцов на бойню, использование в хозяйстве на тяжёлых работах способствовали вырождению кладрубов. Порода сохранилась лишь благодаря священникам из города Градец-Кралове, которые выкупили кладрубов и возобновили разведение уникальной чешской породы.
Нигде в мире больше не разводят кладрубских лошадей, кроме как на одноимённом старейшем в Европе конном заводе в Крадрубах-над-Лабем, расположенном в 90 километрах к востоку от Праги недалеко от города Пардубице. Основанный в 1572 году, Кладрубский конный завод до сих пор разводит уникальных лошадей в строгом соответствии исторической породе. Это единственное в Чехии конное производство, охраняемое государством на уровне законодательства и являющееся памятником культуры национального значения. Лошади тоже находятся под охраной, ведь на сегодняшний день в мире их насчитывается чуть более тысячи.
Изначально порода была представлена во всевозможных мастях: буланых, пегих, соловых, игреневых, каурых – но после продолжительного вырождения породы в XIX веке остались лишь два цвета, как принцип домино – чёрный и белый. Удивительно, что жеребята могут рождаться любой масти – бурыми, гнедыми, пегими, но в определённый момент происходит, как говорят коневоды, «перецвет», когда малыш превращается либо в гнедого, либо в серого, а со временем белоснежного жеребца. Отцами серой линии кладрубцев стали породистые жеребцы Генерале и Генералиссимус, начало вороной породы кладрубцев положил жеребец Сакрамосо.
Ласковые и послушные кладрубцы очень привязаны к хозяину, нет в них ни норова чистокровных верховых скакунов, ни дикости свободолюбивых мустангов, ни рабской обречённости тяжеловозов.
Дарья Бойко
«Чехия сегодня» №171