Желание повышать свой статус за счёт магических, фамильных, тотемных или иных знаков у власти, похоже, было всегда. Ещё правители Древнего Китая, Древнего Египта и Персидской державы имели личные эмблемы, которые носили, как считается, чисто декоративный характер.
Становление целой системы геральдических знаков связано с эпохой Средневековья, когда главным богатством знатного человека было владение землёй и подвиги предков, которые он старался передать по наследству своим потомкам.
Так появились первые фамильные гербы, размещавшиеся на рыцарских щитах. Закрепить свой щит с гербом на воротах захваченного города означало, что город становится собственностью нового владельца.
На протяжении долгой истории Чехии её правители пользовались несколькими геральдическими знаками. Властители Пражского Града имели право использовать как символы своей власти гербы Чехии, Моравии и Силезии. Когда Чехия была ещё не королевством, а всего лишь княжеством, в качестве её герба использовалась пламенеющая орлица, которая считалась гербом правящей династии Пржемысловичей. Самый ранний дошедший до нас пример использования этого герба восходит ко времени княжения Бедржиха (1179–1181), когда он был отчеканен на монетах. Первый наследственный чешский король Пржемысл Отакар I также использовал герб с изображением пламенеющей орлицы на своей печати, которая относится к 1192–1193 годам. Считается, что, принимая этот герб, Пржемысловичи хотели подчеркнуть свою близость к императорской короне, так как начиная с Фридриха I императоры Священной Римской империи имели своим символом чёрную орлицу на золотом поле.
Близкий к современному герб в виде двухвостого льва появляется позже, например, в пассионале (сборнике средневековых христианских легенд) бывшей королевы Кунгуты, которая стала аббатисой монастыря. Размещённый на её троне герб в виде двухвостого льва в начале XIV века уже считается гербом Чехии, а старый герб в виде пламенеющей орлицы – уже только символом святого Вацлава.
Самое раннее изображение двухвостого льва относится к 1247 году. Оно появилось на печати наследника чешского престола, молодого маркграфа Моравии Пржемысла Отакара II и печати города Брно. Позже Пржемысл Отакар II использовал двухвостого льва в качестве символа своего королевского достоинства.
Почему же у чешского льва два хвоста? Единого мнения у историков нет. Чаше всего считается, что таким способом Пржемысл хотел подчеркнуть единство Чехии и Моравии под рукой чешского короля. Возможно, он считал необходимым найти символ своего единения с отцом, который, будучи чешским королём, передал сыну руководство Моравией. В соответствии с одной из хроник, первоначально однохвостый чешский лев получил второй хвост в знак благодарности императора Оттона чешскому королю за помощь в подавлении восстания.
Сергей Гарбицкий
«Пражский телеграф»