В основании Петршинской смотровой башни находится необычный музей. Здесь можно увидеть утюг для галстука, ложку-гладоморку и пожарный велосипед. Это изобретения и личные вещи чешского «гиганта» Яры Цимрмана.
Непризнанный гений жил в конце XIX – начале XX вв. и внёс вклад почти во все области науки и прогресса. К сожалению, долгое время его труды были сокрыты ото всех. По счастливой случайности при сооружении камина в одном из домов судетского городка Липтаков в стене был обнаружен сундук с рукописями, проектами, эскизами, сделанными рукой Цимрмана. Случилось это в 1966 г.
Яра Цимрман родился в Вене, но активный период его научной работы приходится на пребывание в чешских землях. Здесь он писал пьесы и ставил их в своем бродячем театре. Актёрский состав был непостоянным, часто в него попадали люди, далёкие от театральной жизни. Для них Цимрман составил «Десять правил актёра», которые облегчали жизнь как новоиспеченному артисту, так и зрителям. «Помни, что на сцене тебя зовут не так, как в жизни. Неплохо бы знать и имена остальных лиц», «Ходи в туалет перед спектаклем, чтобы потом не бегать» или «В ресторане на сцене не ешь — всё резиновое», — вот некоторые из этих советов. При жизни автора пьесы не нашли радушного приёма у публики.
Но это лишь вершина айсберга. Наш герой был философом, педагогом, изобретателем, путешественником, спортсменом, историком, стоматологом и гинекологом-самоучкой, криминалистом и др. В каждой из этих областей ему удалось оставить след.
Немногим известно, что именно Яре Цимрману мы обязаны возможностью наслаждаться видом Эйфелевой башни. Архитектор Густав Эйфель долгое время не мог решить вопрос об устойчивости конструкции, когда его друг Яра подсказал, что её можно достигнуть разведением «ног» башни.
Вместе с графом Цеппелином неутомимый ученый сконструировал первый дирижабль и совершил на нём полет из Штутгарта в Варшаву. Среди других известных его экспедиций — покорение Северного полюса, где он изучал жизнь самоедов, а также путешествие по Африке.
Изобретатель всего
Отдельного упоминания стоит врачебная деятельность выдающегося чешского гражданина. Семь лет он колесили на саморучно собранной дрезине по железным дорогам Чехии в качестве стоматолога. К этому периоду относятся его попытки создать первый зубной протез.
В Липтакове Цимрман основал спортивный клуб, члены которого занимались в основном бегом, но не простым. Тренер считал, что бегать в спортивной форме, обуви и налегке может каждый. А что делать, если ты опаздываешь на поезд, в руках чемоданы, на спине рюкзак, а ноги обуты в неудобные городские ботинки? Поэтому все бегуны клуба тренировались, увешавшись багажом и в повседневной одежде. Цимрман хотел объединить спорт и жизнь.
Если говорить о его вкладе в спорт, то стоит упомянуть, что большинство атлетов на Олимпиаде в Лондоне в 1908 г. выступали в специальной спортивной обуви, сшитой Цимрманом. Эта обувь напоминала современные кроссовки.
Яра да Цимрман
Среди изобретений, открытий и идей Яры Цимрмана можно также найти электрический стул, йогурт, Панамский канал, название снежного человека «Йети», раздельный купальник и т.д. Его вклад в развитие цивилизации настолько велик, что некоторые называют его как Леонардо да Винчи — Яра да Цимрман.
И всё это было бы просто прекрасно, если бы Яра да Цимрман не был лишь плодом буйной фантазии молодых людей родом из 60-х лет XX столетия. Иржи Шебанек, Милонь Чепелка, Ладислав Смоляк и Зденек Сверак — вот имена авторов всего этого безобразия. В 1966 г. они заложили театральную группу, которая представила публике трехактовый спектакль, основанный якобы на находке трудов великого, но неизвестного чешского гений Яры Цимрмана. Публика приняла его «на ура». Возможно, в силу обаяния непрофессиональных актёров, которые от души и как-то по домашнему потешались над самими собой и над зрителем. Самоирония подкупала. Образ великого чеха, открывшего всё на свете, стал собирательным образом надежд и чаяний чешской интеллигенции начиная с XIX в. И зритель оказался способен посмеяться над собственными «великими» амбициями. Искренность этой задумки и талант её авторов обеспечил театру долгую жизнь. Сейчас он носит имя Яры Цимермана и имеет свою сцену на Жижкове. Двери «Divadla Járy Cimrmana» открыты для всех. Вход в музей, о котором говорилось в начале, бесплатный.
Ольга Овчаренко