Вопросы сохранения захоронений российских и советских солдат на территори бывшей Чехословакии волнует не только российских и чешских чиновников, поисковиков обеих стран, поиском финансирования на эти цели занимаются и общественные организации. На эту тему мы поговорили с председателем Общественного совета при Министерстве обороны России по увековечиванию памяти защитников отечества Александром Стиславским.
— Чем конкретно занимается Общественный совет?
— Я давно занимаюсь поисковой работой и по себе знаю, что такая работа не может не затянуть. Но в Совете приходится заниматься организацией различных проектов по поисковой деятельности. Особенность работы Общественного совета в том, что мы направляем государству предложения – подсказываем чиновникам, какими направлениями надо заниматься в первую очередь. И всегда встречаем понимание. Огромную помощь со стороны Минобороны России нам оказывает непосредственно начальник Управления МО РФ по увековечиванию памяти защитников Отечества, генерал-майор Александр Кирилин. И именно такая система работы была одобрена некоторое время назад президентом страны.
— И какие направления сейчас приоритетные ?
— В первую очередь – создание единой информационной системы «Некрополь». Этот проект является нашим пилотным проектом и продолжением уже хорошо известного виртуального ресурса «Мемориал». Но на сайте «Мемориала» мы можем увидеть только сканы документов, а в «Некрополе» люди могут увидеть непосредственно могилу. Это очень важно, ведь часто люди не могут посетить могилы: по финансовым причинам, из-за слабого здоровья или в силу возраста. Особенно, если человек погиб за рубежом. А этот проект создает впечатление виртуального посещения захоронения. Все сделано в режиме реального времени, можно отклоняться от маршрута, приближать детали и создается иллюзия посещения кладбища. Конечно, нельзя сказать, что это полноценная замена посещения, но люди хотя бы видят, как выглядит захоронение их погибших родственников.
— Проект не из дешевых…
— То же самое сказали нам чиновники. Но мы силами Общественного совета осуществили все без бюджетных средств. Наши специалисты работали бесплатно, а небольшие добровольные пожертвования пошли на решение технических вопросов. Реализовав эту идею, мы показали, как можно и нужно работать. И уже сейчас ведутся переговоры о «виртуализации» многих других захоронений. Тем более это уже не так сложно, когда мы отработали пилотный проект.
— Чехия входит в ваши планы?
— Конечно. В Чехии погибло очень много наших людей, и мы будем этим заниматься. Еще нас очень интересуют захоронения Первой мировой войны на территории Чехословакии. Я неоднократно говорил, что нам нельзя зацикливаться только на Второй мировой войне – есть еще и Отечественная война 1812 года, и Первая мировая война. К сожалению, в советское время многие документы были уничтожены, но сейчас наша задача — эти крохи сохранить.
— Как бизнес воспринимает ваши проекты?
— Мы давали материалы, в том числе и по Чехии, представителям бизнеса. Надеюсь, получится привлечь их к нашим задумкам, тем более, это уже удалось по другим проектам. Я искренне надеюсь, что нам удастся найти негосударственное финансирование и на восстановление российских захоронений в Чехии.
Арам Тер-Газарян
ОО «За европейское мультикультурное общество», Чехия
Материалы по теме:
Павел Филипек: «Мы ждем от России восстановления воинских кладбищ»
Анатолий Томников: Отношение к погибшим солдатам у простых чехов очень хорошее
Юрий Словачек: На войну я отправился добровольцем, когда мне было 16 лет