Участники тендера на достройку АЭС «Темелин» передали компании ЧЭЗ свои предложения. Начинается самая интригующая фаза тендера.
Эти два помещения охраняют ничуть не менее строго, чем главные сейфы Национального банка Чехии. Перед тем, как зайти внутрь, люди из особого списка, который насчитывает двести человек, должны сдать охраннику всё, что может фотографировать, снимать и любым другим образом фиксировать изображение. При этом каждый человек из этого особого списка имеет право ознакомиться только с небольшой частью документации, хранящейся в этих помещениях. И эта его часть тоже учтена в отдельном списке. Перед тем, как получить доступ в помещения, все эти люди должны были подписать строжайший договор о хранении тайны информации, к которой они получили доступ, пройти специальными психологическими тестами и закончить курсы по безопасности.
Это не хранилище государственных секретных документов. Речь идёт о документации, которую три участника тендера на достройку АЭС «Темелин» — чешско-российский консорциум Škoda JS-«Атомстройэкспорт»-ОКБ «Гидропресс», французская государственная корпорация Areva и входящий в японскую корпорацию Toshiba американский концерн Westinghouse передали чешскому энергетическому холдингу ЧЭЗ. Каждый из людей компании ЧЭЗ, которые будут оценивать предложения участников тендера, получит доступ только к тому небольшому участку документации, который входит в зону его интересов, к остальному блоку информации доступ запрещён. Одно из помещений с документами находится в офисе ЧЭЗ в Праге, второе – на АЭС «Темелин».
Участникам тендера пришлось ответить на 14 тысяч вопросов. В итоге объём переданной им документации исчисляется десятками тысяч страниц, которые весят в общей сложности тонну. Самое подробное описание своего предложения предоставил чешско-российский консорциум – на 80 тысячах страниц описана технология реактора ВВЭР-1200, который предлагается в тендере, условия поставок топлива и передачи технологий. Консорциум провёл гигантскую работу и определил 350 чешских компаний, которые будут участвовать в реализации самого крупного заказа в истории Чехии.
Корпорация Westinghouse была куда как скромнее и передала только 250 кг документации на 12 тысячах страниц. О том, насколько был велик объём документации, переданной корпорацией Areva, не сообщается.
Предложения должны были быть поданы в ЧЭЗ 2 июля до 13:00. Каждая из сторон старалась максимально обезопасить себя от возможных проблем на дороге и т.д. Так, документы чешско-российского консорциума, которые готовились на заводе Škoda JS в городе Пльзень, были запакованы и погружены в машину в выходные, а ночь с 1 на 2 июля этот автомобиль, по неофициальной информации, провёл на территории посольства РФ, чтобы гарантированно избежать возможных осложнений на пути из Пльзни в Прагу.
Речь идёт о самых чувствительных технологиях – секретах атомной энергетики, контракты в которой исчисляются миллиардами евро. Так, по предварительным оценкам, стоимость двух блоков АЭС «Темелин» обойдётся в сумму от 200 до 300 млрд. крон (8-12 млрд. евро), что сопоставимо с бюджетами некоторых государств.
У каждого из участников тендера на достройку АЭС «Темелин» есть свои плюсы и минусы. Россия, в отличие от других государств, не прекращала строить АЭС как у себя, так и за рубежом даже в самые сложные для атомной энергетики времена – после аварии на американской АЭС Three Miles Island и Чернобыльской атомной станции. Поэтому реактор ВВЭР-1200, которые предлагается в тендере, это реактор того прототипа, которые безаварийно отработал уже тысячи реакторо-лет. У российских реакторов прослеживается логическая эволюционная цепочка, которая, к тому же, действует в ЧР – ВВЭР-440 (четыре реактора этого типа установлены на АЭС «Дукованы»), ВВЭР-1000 (два реактора работают на АЭС «Темелин») и предлагаемый ВВЭР-1200. В этой цепочке последний реактор – самый совершенный и безопасный, он может выдержать падение самолёта массой 400 т, выстоит даже в самых сложных климатических условиях, а управлять реакторами этого типа чехи прекрасно умеют на протяжении уже почти 50 лет.
К тому же, чешские предприятия отлично знают российские атомные технологии, поскольку во времена СЭВ поставляли, и сейчас поставляют оборудование сначала на советские, а потом и на российские АЭС либо на станции, которые строятся в разных странах мира по российским проектам. Поэтому консорциум реально готов обеспечить 70% локализации заказа чешским фирмам. При этом благодаря работе чешских компаний предложение россиян наверняка будет самым выгодным по цене.
Единственное, что может остановить на взлёте чешско-российский консорциум – политическая воля нынешнего руководства страны. Государство владеет в ЧЭЗ пакетом акций объёмом почти 70%. И это даёт правительству Чехии возможность через наблюдательный совет влиять на решения руководства компании.
С политической точки зрения самый приемлемый для сегодняшней элиты ЧР кандидат – корпорация Westinghouse. Предлагаемый им блок АР 1000 мощность 1000 МВт прост в управлении, быстро строится и относительно недорог. Однако корпорация не строила реакторы на протяжении 30 лет. Свои первые после такого перерыва блоки американцы строят в Китае и начинают строительство в США. К тому же, они предлагают в своём проекте пассивные системы безопасности, которые, якобы, будут защищать реактор и окружающую среду на протяжении 72 часов без влияния либо управления людьми. Но эти системы никогда и нигде не были апробированы, поэтому достоверно утверждать, что эти реакторы безопасны, не возьмётся никто.
К тому же, американская корпорация вряд ли сможет обеспечить 70%-ную локализацию заказа. Локализация не является условием тендера, однако окажет важное влияние на мнение политиков, когда они будут принимать решение о том, кто наиболее предпочтителен в качестве победителя тендера.
С корпорацией Areva компанию ЧЭЗ роднит то, что и Чехии, и Франции приходится в ЕС воевать за своё право на развитие атомной энергетики, и поддержка Парижа необходима Праге. К тому же, в ЕС нет границ, нет и таможенных платежей, соответственно, это снижает стоимость блоков, а компания Škoda JS уже производила компоненты реактора для Areva.
Но репутация предлагаемых французами реакторов EPR основательно подпорчена колоссальными затяжками со строительством этих блоков во Франции и Финляндии и непомерным ростом расходов по сравнению с исходным бюджетом. К тому же, реактор EPR очень мощный – 1650 МВт, не факт, что два реактора такой мощности нужны ЧЭЗу.
То есть, каждый участник тендера и его предложение имеет свои плюсы и минусы. И ЧЭЗ, и правительство оказались перед сложной дилеммой, решить которую, кстати, они могут нестандартным путём – вообще никого не выбрать и отменить тендер. Осталось подождать полтора года.
Наталья Корнелюк
«Пражский телеграф»